Разрушат ли банки монополию "Сбера" в работе с пенсионерами?
Организовав в 1994 г. почтово-банковскую систему, Петровский народный банк смог привлечь к себе на обслуживание 80% пенсионеров Петербурга. По его следам пошел Банк Москвы, возлагая особые надежды на участие в проекте "Социальная карта москвича". Вероятно, побороться со "Сбером" за деньги пенсионеров попытаются банки и в других городах.
Хотя о пенсионерах - вкладчиках Сбербанка бытует представление как о крайне консервативных и ортодоксально настроенных людях, на мой взгляд, перетянуть часть из них в Банк Москвы вполне реально. Отчасти подобный переход оправдан, так как данный банк является финансовым агентом правительства Москвы, а немалая часть пенсий москвичам представляет собой доплаты именно от правительства. В ближайшее время примеру Банка Москвы вряд ли сумеют последовать другие московские банки. Банк Москвы является финансовым агентом правительства, а значит, он и будет пользоваться преимущественным правом участия в схеме обслуживания пенсионеров.
Игорь Захаров
За ближайшие два года существенно сократить долю Сбербанка вряд ли получится. Не надо забывать, что на Москву приходится 20 - 30% всех депозитов "Сбера" и в столице он будет активнее защищать свой рынок, нежели в Питере. С другой стороны, событие знаковое. Мы находимся на пороге пенсионной реформы и обсуждения схемы по страхованию депозитов. Это прямая угроза монопольному положению "Сбера". Появление карточек в Банке Москвы свидетельствует, что комбанки собираются воспользоваться ситуацией и уже в ближайшее время начать завоевывать нишу более активно. С другой стороны, выпуск карточек можно интерпретировать и как желание занять место на другом, совсем новом рынке - социальных субсидий. В следующем году грядет реформа ЖКХ, а правительство не раз заявляло о необходимости адресной поддержки. Обслуживание еще не созданной системы социальных счетов может стать еще более лакомым куском, нежели переманивание вкладчиков из "Сбера". Что касается повторения опыта Банка Москвы в других регионах, это маловероятно. Петровский банк поддерживался в 1994 г. администрацией города, также и Банк Москвы пользуется благосклонностью властей. Подозреваю, что в других городах роль такого опорного банка администрации часто выполняет как раз "Сбер", так что в регионах его монополии никто не угрожает.
Наталья Орлова
Попытки крупных коммерческих банков разрушить монополию Сбербанка представляются излишне оптимистическими. Хотя каждому физическому лицу необходимо предоставить право выбора, многострадальные российские пенсионеры относятся к самой консервативной группе вкладчиков, которые изначально доверяют только государственным кредитно-финансовым учреждениям. Переломить сложившуюся психологию весьма проблематично при постоянном обсуждении в СМИ грядущего экономического кризиса и сохранившихся воспоминаниях о крахе крупных коммерческих банков в 1998 г. Следует особо отметить, что обслуживанием средств бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов по определению должны заниматься именно государственные банки. Тогда как коммерческим банкам следует обратиться к другим возможностям расширения клиентской базы и увеличения объемов привлеченных средств, в том числе и к перспективной работе со средствами негосударственных пенсионных фондов.
Андрей Синягин
Этот процесс уже происходит. Доля Сбербанка в частных вкладах в общем и целом медленно, но верно снижается. А наиболее активный прирост рублевых вкладов отмечается в негосударственных банках. Это та самая конкуренция, в отсутствии которой так часто обвиняют "Сбер". Постепенно другие банки увеличивают долю рынка, и, если поддерживаемые местными администрациями банки в регионах соберутся предложить пенсионерам подобную услугу, их доля еще вырастет. А я думаю, такие случаи будут. По темпам роста именно деньги населения для наших банков самый важный перспективный пассив. Хотя "Сбер" еще долго будет оставаться крупнейшим игроком на этом рынке, он будет понемногу уступать свое лидерство.
Дмитрий Лепетиков
При теоретической выгоде обслуживания пенсионеров для коммерческих банков на практике все не так однозначно. Пенсионеры оставляют 30 - 40% поступлений на счете, но сумма на человека крайне мала. Такой бизнес интересен только при объемах, когда количество пенсионеров измеряется сотнями тысяч и миллионами. В нынешней ситуации интерес к работе с пенсионерами в таком масштабе больше свойствен структурам, имеющим кроме экономических социальные и политические интересы, а также участникам рынка, которым сложно конкурировать на других рынках. Разумеется, все это не относится к Сбербанку. Не стоит полагать, что коммерческие банки в массовом порядке выстроятся в очередь разрушителей монополии. Что касается муниципальных банков, вполне возможна перспектива, в том числе с использованием административного ресурса, перетянуть на себя до 30 - 40% пенсионеров. Реальную конкуренцию "Сберу" мог бы составить банк с сетью на базе почтовых отделений - по аналогии с почтовыми банками в странах Западной Европы.
Андрей Веденков