Европейцы пишут ПО по-своему


ЛОНДОН - Попытка европейских поставщиков программного обеспечения придать своему бизнесу американские черты редко приводит к успеху.

Крупнейшие европейские программистские компании - немецкая SAP, французская Dassault Systemes и британская Sage, рыночная капитализация которых составляет соответственно $37 млрд, $5,4 млрд и $4,5 млрд, - традиционно ориентируются в своем бизнесе на национальные стереотипы своих стран. SAP производит мощные системы управления предприятиями, объединяющие средства для автоматизации производства, бухгалтерии, отдела кадров и т. п. Dassault специализируется на программах трехмерного моделирования, которые используются в различных отраслях - от самолетостроения до архитектуры. Sage разрабатывает бухгалтерские и финансовые системы для автоматизации малых и средних предприятий. "Продукция Sage отражает дух нации мелких лавочников, - говорит Кейт Вудлок, аналитик из компании Nomura. - В то же время Dassault преимущественно адресует свои программы нации, имеющей серьезные культурные амбиции, а SAP - народу с ярко выраженной склонностью к инженерному делу и промышленности, т. е. немцам".

Поучительным примером противоположного подхода некоторые аналитики склонны считать немецкую компанию Brokat. Одно время эта компания была восходящей звездой на рынке высокотехнологичных компаний Neuer Markt. На волне своего успеха Brokat попыталась дистанцироваться от своих германских корней и завоевать американский рынок программного обеспечения (ПО). Основатель компании Штефан Ровер даже переселился в Силиконовую долину. На прошлой неделе Brokat объявила о банкротстве.

Даже отношение руководителей компаний к сфере использования ПО нередко обусловлено национальным характером. "Трехмерное моделирование - это сама жизнь, - считает президент Dassault Бернар Шарле. - Мы производим средства, с помощью которых можно создавать миры. Это намного увлекательнее, чем оптимизация расходов".

Сайт компании Sage свидетельствует о более скромных амбициях. "Здесь все выглядит по-домашнему", - констатирует Брюс Ричардсон из компании AMR Research. Пол Уокер, генеральный директор Sage, не спорит с такой оценкой: "Наша сила - в осторожности. Небольшие предприятия по своей природе консервативны, они привыкли трезво рассчитывать свои силы".

Характеризуя компанию SAP, Ричардсон выделяет такое ее свойство, как последовательность. "Компания положила немало усилий на создание себе новомодного имиджа, но теперь она возвращает себе образ традиционного занудного производителя ПО. Именно это сейчас пользуется на рынке спросом. Немалую роль в успехе SAP сыграла и традиционная немецкая педантичность. Разработчики точно распишут вам, как устроена система и как она решает задачи вашей компании".

Все три компании чувствуют себя достаточно уверенно в условиях спада во многом благодаря своей сконцентрированности на главном - широкой клиентской базе и отлаженном механизме получения доходов от служб сопровождения и поддержки продуктов.

В то же время влияние европейских компаний на мировой рынок остается ограниченным. Так, совокупная рыночная стоимость трех европейских лидеров составляет всего лишь восьмую часть стоимости Microsoft. Видимо, создание гигантской корпорации, способной конкурировать с американцами, станет возможным не раньше, чем сформируется единая общеевропейская культурная парадигма. (FT, 27. 11. 2001)