Рождество как зеркало экономики
Американские магазины ознаменовали начало рождественской торговли новыми скидками и новыми товарами. Но в этом году наплыва покупателей пока не отмечено, а те, кто все-таки заглянул в магазины, тратят деньги экономно и разумно.
Магазины, торгующие со скидкой, пользуются большей популярностью, чем крупные универмаги. Как правило, покупатели стремятся теперь приобретать полезные вещи, например пледы и свитера в подарок друзьям и близким.
Экономический рост прекратился, уровень безработицы вырос, однако из-за снижения цен на энергоносители и возврата уплаченных ранее налогов денег у американцев теперь больше, чем раньше. Кроме того, в этом году по понятным причинам люди стремятся быть особенно щедрыми по отношению к своим близким.
Если учесть, что в США на потребительский сектор приходится две трети объема ВВП, становится понятно, почему экономисты так внимательно следят за ходом рождественской торговли. "Если в этом году результаты сезона рождественских продаж превзойдут наши ожидания, это будет свидетельствовать о завершении рецессии", - говорит Майкл Ниемира, экономист Bank of Tokyo-Mitsubishi.
В эти дни многие магазины и торговые центры впервые за последние месяцы оказались переполнены покупателями - но за это они заплатили немалую цену в виде крупных скидок на товары.
Нил Доппелт из города Скарсдейл, штат Нью-Йорк, отправился в универмаг FileneХs, расположенный в центре Бостона, с намерением купить спортивную куртку. Он покинул магазин, нагруженный двумя куртками, двумя костюмами, итальянским кашемировым пальто и несколькими мелкими свертками. "Мы идем к процветанию путем экономии", - шутит Доппелт, демонстрируя чек, в котором значилась скидка в размере $700.
В этом году среди покупателей можно выделить два типа. Встречаются, например, такие, как Клаудия Келли, агент по работе с недвижимостью из города Аллен, штат Техас, которая говорит, что в нынешнем сезоне сократит свои расходы на две трети. Вместо того чтобы дарить своим друзьям дорогие подарки, она от имени своих любимых будет делать пожертвования в благотворительные фонды.
С другой стороны, встречаются и такие, как 53-летняя Мэри Макки из города Хайленд-Миллс, штат Нью-Йорк. Они с дочерью Карен вышли из огромного торгового центра Garden State Plaza в городе Парамюс с модельными сапогами за $300 - подарок Мэри на Рождество от дочери. "После всего, что случилось, сказала я своей дочке, понимаешь, что жизнь так коротка", - рассказывает миссис Макки. (WSJ, 26. 11. 2001)