Катализатор дефляции


Зафиксированное в октябре снижение оптовых и потребительских цен в США, сопровождающее экономический спад, заставило экономистов заговорить о вероятности наступления дефляции. Если этот процесс выходит из-под контроля, страна попадает в затяжную дефляционную спираль, при которой компании теряют прибыль, а клиенты перестают делать покупки.

Американская автомобилестроительная индустрия испытывает мощное ценовое давление, и этот процесс начинает затрагивать и другие, смежные отрасли. Пока их число невелико. Но отрицательное воздействие, которое оказывает на другие секторы снижение цен на автомобили, наглядно демонстрирует, какие опасности грозят экономике, когда один из важнейших ее секторов не может сдержать падения цен.

Бет Ардисана, возглавляющая компанию ASG Renaissance, которая выполняет технические заказы для корпорации Ford Motor, уже предупредила своих сотрудников, что их зарплата будет урезана на 7%. За всю 14-летнюю историю предпринимательской деятельности Ардисаны это первый случай, когда ей потребовалось прибегнуть к сокращению зарплаты. Эта вынужденная мера стала результатом стремления Ford сохранить тающие наличные средства.

Пытаясь подстегнуть продажи после сентябрьских терактов, автокомпании предоставили клиентам беспроцентные кредиты на покупку автомобилей. В результате реальная цена их продукции в октябре снизилась на 4,7%; в частности, для внедорожников снижение составило 1,3%. Такая политика привела к снижению индекса цен производителей на 1,6% - это самое значительное месячное сокращение за всю историю индекса. В то же время индекс потребительских цен за октябрь снизился на 0,3%. Обычно подобные тенденции и порождают призрак дефляции. Цены на промышленные товары достигли самых низких за последние 15 лет значений. Цены на импортную одежду в США постоянно снижались в течение десятилетия, цены на телевизоры - уже в течение 20 лет. "На протяжении всей своей карьеры я повсюду ищу признаки очередного всплеска инфляции, а сейчас мне больше негде искать, - говорит Стивен Роуч, экономист из банка Morgan Stanley. - Это значит, что мы оказались гораздо ближе к дефляции, чем многие думают".

Впрочем, снижение цен касается в основном промышленных товаров, например автомобилей или компьютеров. Производство таких товаров особенно чувствительно к обострению конкуренции и другим последствиям глобализации экономики. Цены на услуги, составляющие огромную долю в $10-триллионной экономике США, по-прежнему повышаются. Именно поэтому экономисты все же не делают выводов о неизбежности попадания США в дефляционную спираль. Есть и еще одна обнадеживающая деталь - в психологии потребителей пока не проявляется дефляционный синдром. Они не откладывают покупки в расчете на дальнейшее снижение цен, а, напротив, спешат воспользоваться удешевлением автомобилей и активно покупают товары в магазинах-дискаунтерах.

Длительное снижение цен, вызванное затяжной рецессией, наблюдалось в США в период Великой депрессии. С 1929 по 1933 г. потребительские цены ежегодно сокращались на 7%. Однако дефляция не всегда сопровождается столь серьезными проблемами. В тех же Соединенных Штатах на протяжении большей части 1920-х гг. цены в основном снижались, но экономика процветала. В 1949 и в 1955 гг. также наблюдалось кратковременное снижение цен, которое прекратилось в результате общего роста экономики. А в некоторых отраслях, например в микроэлектронике, технический прогресс позволил компаниям вроде Intel постоянно снижать цены и при этом получать рекордные прибыли. Такой вариант дефляции выгоден потребителю. Как утверждает Эдвард Ярдени, экономист из Deutsche Bank, снижение цены барреля сырой нефти на $1 эквивалентно уменьшению налогового бремени на $9 млрд. Многие другие экономисты подтверждают, что низкие цены позволяют покупателям активнее участвовать в экономике.

Для автомобилестроителей снижение цен не является чем-то новым. В течение последних пяти лет это явление затрагивало почти весь спектр их продукции - в том смысле, что потребители получали продукцию более высокого качества за те же деньги. Однако до сих пор отрасль справлялась с проблемой, урезая расходы на командировки, оптимизируя производство и добиваясь скидок от поставщиков. Положительное влияние на корпоративные финансы оказывали также совершенствование технологий, рост объемов продаж и появление новых удачных моделей. И все же в сегодняшних условиях общего ослабления экономики, роста безработицы и обострения ценовой войны традиционных рецептов может оказаться недостаточно. И если ситуация в автомобильном секторе еще больше осложнится, это может отразиться на всей экономике. (WSJ, 23. 11. 2001).

РЕЦЕССИЯ ОБЪЯВЛЕНА.

О наступлении в США первой за последние 10 лет рецессии вчера официально заявило Национальное бюро экономических исследований, авторитетная организация, определяющая фазы экономического цикла в США.

Определение рецессии специалистами бюро отличается от общепринятого - два квартала отрицательного роста ВВП подряд. Рецессией бюро считает период значительного сокращения совокупного производства, доходов, занятости и объемов торговли, который длится более шести месяцев. Рецессия - по определению бюро - начинается после того, как производство и занятость достигают пика, а заканчивается, когда они достигают "дна". Бюро считает, что нынешняя рецессия началась в марте; при этом доходы стали единственным показателем, который не сократился.