ОПЫТЫ: Бюрократы помогли бен Ладену
За год до терактов 11 сентября сотрудники ЦРУ могли в подробностях наблюдать перемещения по территории Афганистана боевиков из организации "Аль-Каида" во главе с Усамой бен Ладеном при помощи видеокамеры, установленной на борту самолета-разведчика. Однако этим возможности спецслужбы и ограничивались: на самолетах не было никакого вооружения.
Как выясняется, правительство США знало о бен Ладене гораздо больше, чем считалось до сих пор, однако так и не решило, что делать с накопившимися разведданными. Сидя в Центре глобальных операций в Лэнгли и просматривая видеокадры, присылаемые с беспилотного самолета-разведчика Predator, сотрудники ЦРУ не раз имели возможность в реальном времени наблюдать, как высокий мужчина в чалме, окруженный плотным кольцом охраны, ездит по афганским учебным базам боевиков. Большинство наблюдателей опознало в нем "террориста номер один".
По словам представителей администрации США, поднять самолеты-разведчики в небо над Афганистаном было решено в начале 2000 г., после того как в новогоднюю ночь едва удалось избежать серии терактов (в частности, взрывов в аэропорту Лос-Анджелеса). Самолеты сначала скрывались в ангарах на небольшой базе в Узбекистане, затем были переведены в одну из соседних стран. Predator, способный вести съемку с высоким разрешением на высоте почти 8 км, дал ЦРУ возможность впервые взглянуть на лагеря "Аль-Каиды". Разведчики могли следить за перемещениями боевиков: хорошо было видно, как те переезжают с места на место, готовят еду, учатся стрелять и взрывать бомбы, испытывают на козах и мулах изготовленное ими химическое оружие. Однако оперативно отреагировать спецслужбы не имели возможности: самолеты не оснащались оружием. Кроме того, отсутствовал алгоритм действий в такой ситуации, и за те месяцы, что самолеты кружили над Афганистаном, он так и не был выработан. В октябре 2000 г. в результате неудачного приземления на узбекскую базу один из самолетов получил серьезные повреждения. Предметом долгих препирательств между спецслужбами стал финансовый вопрос: кто должен нести материальную ответственность, если машина стоимостью $2,5 млн выйдет из строя? Самолеты временно находились в распоряжении ЦРУ, однако официально принадлежали ВВС США, которые не выражали готовности нести финансовое бремя. С наступлением осени возросла опасность потерять технику из-за плохой погоды в регионе. В октябре было решено прекратить полеты, а весной 2001 г. беспилотные разведчики вернулись в США. ЦРУ активно пробивало идею оснастить их ракетами Hellfire и вернуть в Афганистан. Однако администрацию Буша мучили сомнения: она еще не оправилась от скандала по поводу столкновения самолета-шпиона с китайским истребителем; всем памятно было также случайное попадание снаряда в здание китайского посольства в Белграде. Власти США боялись нового скандала, который мог бы разразиться, если бы вместо бен Ладена пострадали мирные афганские жители. Аппаратные дебаты продолжались до 11 сентября - даты, рассеявшей сомнения чиновников. (WSJ, 23. 11. 2001)