Уроки английского от Pearson
ПЕКИН - Решение МОК провести Олимпийские игры 2008 г. в Китае открывает новые возможности перед иностранными медиа-компаниями. Примером тому может служить проект создания совместного предприятия, осуществляемый британской компанией Pearson и китайской CTV Media, одним из подразделений государственной телекомпании China Central Television (CCTV). Размер сделки составляет $10 млн.
Целью нового совместного проекта станет трансляция по китайскому телевидению программ, обучающих английскому языку. Таким образом, британская издательско-образовательная корпорация, выпускающая, в частности, газету Financial Times, получила возможность выхода на один из наиболее тщательно охраняемых секторов китайского рынка - сектор телепрограмм. Новое СП будет действовать на основании договора о трансляции программ по обучению разговорному английскому с правом использования сети CCTV, передачи которой смотрят 350 млн семей на всей территории Китая. Договор уникален еще и потому, что заключен несмотря на существование законодательных актов, запрещающих инвестирование иностранных средств в китайские телевещательные компании.
Новое СП планирует использовать два из 10 каналов CCTV. Pearson полагает, что благодаря рекламе своих программ, которая появится в печатных изданиях и в Интернете, оно выйдет на уровень прибыльности уже в 2002 г. Условия договора фактически подразумевают создание двух предприятий, одно из которых возьмет на себя собственно создание программ, в то время как второе станет вспомогательным и займется обслуживанием первого, решая вопросы финансирования, технического обеспечения и т. д. Во вспомогательном предприятии контрольный пакет акций - 50% - принадлежит подразделению широкополосной связи Pearson, 40% акций владеет CTV Media и оставшимися 10% - телекоммуникационная компания из Пекина Cyber Solutions.
Хотя в Китае не существует определенных сроков устранения препятствий на пути иностранных инвестиций в области телевещания, договор с Pearson свидетельствует о том, что Пекин готов идти на уступки, если это отвечает его интересам. В преддверии Олимпийских игр 2008 г. правительство Китая стало заметно сговорчивее. В 2000 г. компания Encore International, подразделение американской Liberty Media Group, заключила с китайскими партнерами договор, в соответствии с которым она будет бесплатно транслировать по своим каналам рекламные ролики Олимпиады-2008. Такой шаг помог Encore стать крупнейшим в Китае поставщиком иностранных телепрограмм. В отличие от других зарубежных медиа-компаний, сумевших пробиться на телерынок Китая ценой мучительных усилий, Pearson отделалась сравнительно легко, затратив на переговорный процесс менее четырех месяцев. "Деловой климат [в Китае] изменился очень сильно", - говорит Джон Холлар, президент Pearson Broadband.
Pearson занимается формированием в Азии новых альянсов. Не далее чем в начале ноября Pearson заключила альянс с сингапурской Ednovation Pte, чтобы в ближайшие 10 лет распространять свою электронную продукцию в Японии, Гонконге, Малайзии, Тайване и Южной Корее. (WSJ, 19. 11. 2001)