Жизнь в шоколаде


НЬЮ-ЙОРК - Давно замечено, что, когда экономика переживает спад, люди начинают есть больше сладкого, как бы стремясь к простым удовольствиям, за неимением возможности доставить себе удовольствия более дорогие. Этот психологический феномен за последний год улучшил положение кондитерских компаний. Предприятиям других отраслей повезло меньше.

По данным опроса, проведенного Мичиганским университетом, степень удовлетворенности американских потребителей шоколадными продуктами в III квартале выросла, в то время как удовлетворенность многими другими видами продуктов упала. Для оценки данного параметра применялся специально разработанный университетом индекс потребительской удовлетворенности американцев. В соответствии с обнародованными в понедельник данными, индекс упал с 72,1 пункта во II квартале до 72 в III квартале. Это уже четвертое по счету последовательное его снижение после того, как на протяжении почти пяти лет, с начала 1997 г., индекс постоянно рос. Из 44 производителей потребительских товаров, изучавшихся в рамках исследования, для 35, как обнаружилось, потребительская удовлетворенность не выросла или снизилась.

Мичиганский университет ежеквартально проводит аналогичное исследование применительно к разным секторам экономики, опрашивая потребителей об их удовлетворенности теми или иными брэндами, а также оценивая постоянство потребительских вкусов в отношении этих брэндов. Предыдущие опросы были посвящены товарам длительного пользования, услугам и розничной торговле. Очередной опрос касался компаний, производящих потребительские товары повседневного спроса - от пива и шоколадных батончиков до собачьего корма.

Первое место заняла питтсбургская компания по производству продуктов питания H.J. Heinz, хотя ее показатель за год снизился с 90 до 89. Многие другие успешные компании обнаружили еще более заметное падение своих показателей. Показатель у Reebok International упал на 6,4% и составил 73; показатель у Nike упал на 5,1% и составил 74; показатель у Coca-Cola упал на 5,8% и составил 81; показатель у пивной компании Adolph Coors упал на 4,9% и составил 78. Тем не менее эти показатели в целом выше, чем в секторах технологии и автомобильной индустрии.

Заметно улучшились показатели производителей кондитерской продукции. Удовлетворенность покупателей Hershey Foods и Mars явно выросла. Объясняя этот феномен, руководитель проекта профессор Мичиганского университета Клаус Форнелл сказал, что такой рост может быть опосредованно связан с экономическим спадом. В периоды экономических трудностей люди стремятся хоть чем-нибудь себя побаловать и доставить себе недорогое удовольствие вроде плитки шоколада. Форнелл проводил исследование, подобное нынешнему, в Швеции в конце 1980-х гг., во время рецессии. Тогда тоже обнаружилось, что производители шоколада переживают подъем.

По данным Дэвида Керанса из агентства Argus Research, в Соединенных Штатах потребление конфет и жевательной резинки в период с 1990 по 1992 г. росло на 7% ежегодно (начало этого периода совпало с окончанием рецессии предшествующих лет). С 1997 по 1999 г. этот показатель падал, в то время как экономика переживала бум. В 1999 г., по расчетам Керанса, средний американец потреблял 11,8 кг сладостей в год.

Цена акций Hershey за последний год выросла на 11%. По данным Джона Макмиллина, аналитика компании Prudential Securities, объемы продаж Hershey за первые девять месяцев текущего года на 1,5% превысили объемы продаж за тот же период прошлого года (при этом не учитываются продажи недавно приобретенного подразделения Nabisco). В то время как общий объем продаж компаний сектора фасованных товаров остался на прежнем уровне.

Спрос на другие продукты повседневного спроса, кроме сладостей, не растет и даже падает. В первую очередь это касается компаний, торгующих безалкогольными напитками. Показатель для этой категории продуктов остается достаточно высоким (82), однако в прошлом году он был на несколько пунктов выше (86). Показатель Coca-Cola упал особенно резко (с 86 до 81), показатель PepsiCo снизился умеренно (с 85 до 84). (WSJ, 19. 11. 2001)