Лэрри Эллисон - несгибаемый оптимист
Лэрри Эллисон, генеральный директор и председатель совета директоров компании Oracle, совсем не выглядит на свои 57. Руководитель второй после Microsoft компании по созданию программного обеспечения строг и подтянут. Судя по интерьеру его офиса, расположенного на верхнем этаже здания корпорации, которое находится в Редвуд-сити, в самом сердце Силиконовой долины, генеральный директор Oracle питает слабость к культуре Востока. В отличие от большинства руководителей конкурирующих компаний, которые предпочитают подчеркнуто рабочий стиль одежды, Эллисон носит костюм, но без галстука. Руководитель Oracle энергичен и стремителен. Счастливый обладатель истребителя МИГ, построенного еще в Советском Союзе, Эллисон управляет им сам, как и собственной яхтой, на которой принимает участие в парусных гонках. Неиссякаемый темперамент Эллисона проявляется и в его деятельности на посту генерального директора компании, созданной им 25 лет назад. Эллисон - неисправимый оптимист. Он не унывает даже сейчас, когда его компания переживает нелегкие времена: подобно своим коллегам по рынку технологий, Oracle, известная своими системами управления базами данных, тоже страдает от общего падения спроса на мировом рынке.
По итогам последнего квартала, доход Oracle уменьшился на 1% по сравнению с тем же периодом 2000 г. На прошлой неделе компания объявила, что прибыль за III квартал, судя по всему, окажется ниже, чем во II. Курс акций группы снизился более чем на 50% по сравнению со своим максимальным значением за последние 52 недели. Однако Эллисона не так-то просто вышибить из седла. "В прошлом году наши дела шли превосходно. По каждому из четырех кварталов 2000 г. мы получили такие результаты, с которыми нам самим трудно тягаться в этом году. Но стоило только нашим доходам снизиться на 1%, мне сразу же сказали: "Ларри, но это же ужасно! Разве тебя не тревожат результаты последнего квартала? " - возмущается он. - Однако, во-первых, все мы переживаем сейчас период рецессии. Во-вторых, все интернет-компании разорились. Наши же доходы снизились всего на 1%. А благодаря строжайшему контролю над расходами мы все еще получаем рекордные прибыли. И это совсем неплохо! " В III квартале чистая прибыль компании составила $510 млн при доходе $2 млрд. В текущем квартале, по словам финансового директора Oracle Джеффа Хенли, прибыль до уплаты налогов составит $1 млрд.
Подобно большинству руководителей компаний Силиконовой долины, Эллисон обладает способностью заражать своим оптимизмом других. Несмотря на общий спад, который царит сейчас на рынке технологий, он совершенно убежден, что технологические разработки его компании будут иметь спрос и Oracle удастся сохранить и даже расширить свою долю рынка, вытеснив с него конкурентов.
Стратегия Эллисона состоит в том, чтобы предложить потребителям стандартные программы с бесшовной интеграцией. Пускай каждая из этих программ не будет лучшей разработкой в своей области, но тем не менее в комбинации друг с другом они должны работать очень эффективно. По его словам, такой вариант устраивает отделы информационных технологий, которым часто довольно трудно комбинировать программы от разных производителей.
"При всей своей привлекательности идея создания отдельно взятых шедевров непродуктивна, - считает Эллисон. - Представьте себе, что вы купили лучший двигатель, лучшую систему зажигания, лучшие поршни, лучшую коробку передач и т. д. Вы уверены, что автомобиль, который вы соберете из этих лучших частей, тоже будет лучшим? Скорее всего, нет, хотя по отдельности компоненты этого автомобиля лучшие в своем роде. Вот почему я пришел к выводу, что неумеренная погоня за качеством - это абсурд".
"Я знаю, что большинство со мной не согласится, однако, если я прав, довольно скоро рынок информационных технологий начнет консолидироваться, поскольку пользователи просто не в состоянии работать одновременно с 50 производителями программного обеспечения. Как правило, программы от разных производителей плохо совместимы. Таким образом, тому, кто занят только качеством, в новых условиях придется уйти", - убежден генеральный директор Oracle. Эллисон считает, что выживут только IBM, Oracle, SAP и Microsoft.
Теперь многое зависит от того, насколько самому Эллисону и его подразделению по продажам удастся убедить потребителей, что качество продукции Oracle достаточно высоко. После событий 11 сентября Эллисон хочет подчеркнуть особую надежность своего продукта. Oracle запустила рекламную кампанию, главной идеей которой является "прочность программ". По словам Эллисона, программы Oracle настолько трудно взломать, что первым клиентом компании стало Центральное разведывательное управление США. Продукции Oracle присвоено 14 международных сертификатов надежности, рассказывает он, не забывая, впрочем, упомянуть, что у Microsoft всего один такой сертификат, а у IBM и вообще ни одного. "Этот документ означает, что наш программный продукт может использоваться для работы с секретной информацией".
Оптимизму Эллисона можно только позавидовать. Тем не менее банк Credit Suisse First Boston на прошлой неделе изменил рекомендации по поводу акций Oracle с "покупать" на "держать". Кроме того, некоторые наблюдатели полагают, что рекламная кампания, построенная на "несокрушимости" программных разработок Oracle, может подействовать на хакеров, как красная тряпка на быка, что чревато самыми непредсказуемыми последствиями. Да и предупреждение о снижении прибылей, по мнению банка Merril Lynch, странным образом запоздало, поскольку было сделано всего за две недели до окончания квартала Oracle. Между тем, как правило, компании по производству программного обеспечения для корпораций поводят итоги продаж несколько раньше. (FT, 13 - 16. 11. 2001)