Кризис порождает альянсы


БРЮССЕЛЬ - Результатом тяжелейшего кризиса, переживаемого национальными авиалиниями европейских стран, может стать переход к панъевропейской модели организации бизнеса авиаперевозок. При этом число авиакомпаний должно сократиться - останутся только наиболее стабильные.

В последние недели компании Swissair и Sabena начали процедуру банкротства, а Alitalia, Aer Lingus и греческая Olympic Airways испытывают серьезные финансовые затруднения. Даже такие крупные участники рынка, как Deutsche Lufthansa, KLM Royal Dutch Airlines и British Airways, оказались на грани катастрофы после теракта 11 сентября.

Очередным проявлением кризиса в минувшую субботу стало объявление о преобразовании British Midland в авиакомпанию-дискаунтер, осуществляющую дешевые перевозки. Компания снижает свои расходы и тарифы, концентрируясь на самых прибыльных маршрутах, например, рейсах на Эдинбург, Дублин и Амстердам.

Некоторые авиакомпании поспешили занять часть ниши, опустевшей после ухода Swissair и Sabena. Они вводят новые маршруты и дополнительные рейсы, задействуют более вместительные самолеты. Региональным авиаперевозчикам это сделать довольно просто: законы Европейского союза разрешают им произвольным образом менять маршруты перевозок в пределах ЕС, если хватает пропускной способности аэропортов. В связи с этим Швейцария, не являющаяся членом союза, намеревается присоединиться к системе регулирования авиационного транспорта ЕС.

Правила, регулирующие авиаперевозки вне ЕС, сложнее, но, возможно, кризис внесет здесь свои коррективы. Международные договоры о воздушном сообщении, заключенные еще в 1940-х, требуют, чтобы авиакомпания, самолеты которой летают за границу, принадлежала гражданам страны, в которой она зарегистрирована. Так, большинство владельцев швейцарской авиакомпании должны составлять швейцарцы. Это ограничивает круг инвесторов для авиакомпаний и препятствует консолидации европейского рынка авиаперевозок. Авиакомпании разных стран не имеют возможности вести бизнес на "чужой" территории, что делает их неконкурентоспособными на прибыльном рынке дальних беспересадочных перевозок. Кроме того, правила практически исключают возможность международных сделок слияния.

По нынешним законам взять на себя осуществление перевозок по маршруту Брюссель - Нью-Йорк после ухода Sabena сможет только бельгийская или американская компания. В прошлом году British Airways вела переговоры о покупке KLM, но сделка не состоялась, главным образом из-за того, что нидерландская компания, попав в собственность британской, выпала бы из сферы действия заключенных Нидерландами договоров об авиаперевозках.

Комиссар ЕС по транспорту Лойола де Паласио намерена изменить эти правила, и в условиях кризиса сделать это будет легче. Предшественник де Паласио на посту комиссара Нил Киннок в 1998 г. возбудил в Европейском суде дело против правительств семи стран - членов ЕС. В его обвинении утверждалось, что заключенные ими с США так называемые договоры об открытом небе противоречат принципам единого рынка ЕС. Соглашения отдельных стран смягчали ограничения на условия авиаперевозок между США и 53 другими государствами (в том числе 12 членами ЕС), но послабление делалось лишь в отношении авиакомпаний из США и данных семи стран.

Чиновники Евросоюза считают, что пользоваться выгодами подобных договоров должны все члены ЕС. Де Паласио добивается полномочий для проведения переговоров о едином соглашении между США и ЕС, которое бы заменило нынешние 15 сепаратных договоров. "У нас единый рынок, поэтому всем выгодно, чтобы европейская отрасль авиаперевозок действовала как единое целое", - заявила де Паласио в октябре. (WSJ, 12. 11. 2001)