Sabena признала себя банкротом
БРЮССЕЛЬ - В среду бельгийская авиакомпания Sabena, не сумевшая привлечь инвесторов, объявила о банкротстве. Во вторник и среду все рейсы Sabena были отменены, председатель правления компании Фред Шаффар попросил сотрудников остаться дома.
За всю 79-летнюю историю Sabena она лишь дважды выходила на уровень прибыльности. Надежды найти источник срочного финансирования для спасения Sabena, на 50,5% принадлежащей бельгийскому правительству, не оправдались.
В результате ликвидации компании работу потеряют 12 000 служащих. Руководители профсоюзов вечером 7 ноября обсуждали с бельгийским премьером Ги Верхофстадтом проблему выплаты компенсаций сотрудникам, лишившимся работы, однако ни одна из сторон не согласилась прокомментировать перспективы этих выплат. Для предотвращения беспорядков в брюссельский аэропорт было направлено дополнительное подразделение из 150 полицейских.
В четверг Верхофстадт представил план создания бельгийской национальной авиакомпании взамен Sabena. Предполагается, что эта компания будет организована на базе регионального подразделения Sabena, Delta Air Transport (DAT), а ее финансирование в размере 200 млн евро ($178,9 млн) осуществит консорциум из 12 бельгийских банков и компаний. Новая компания, название которой пока неизвестно, будет осуществлять авиаперевозки в основном в Европе и Африке. Сроки начала операций авиакомпании неизвестны. По словам премьера, она "должна быть создана как можно скорее". В числе акционеров новой компании не будет ни правительства Бельгии, ни Swissair Group, которой принадлежат 49,5% акций Sabena. Как утверждает министр приватизации Рик Демс, работу в новой компании могут получить около 7000 бывших служащих Sabena.
Между тем аналитики предвидят серьезные трудности в связи с преобразованием DAT в независимую компанию. Законы ЕС строго ограничивают участие правительства в финансировании национальных авиакомпаний, в то время как бельгийские инвестиционные компании получают существенное финансирование от государства. Представитель ЕС в этой связи заявил, что планы правительства относительно DAT должны быть пересмотрены.
До сих пор DAT была гораздо менее затратной компанией, чем Sabena, однако на фоне нынешнего кризиса авиационно-транспортной отрасли ее перспективы выглядят не слишком радужными. По мнению Кейта Макмаллана, аналитика из британской консалтинговой компании Aviation Economics, бельгийская инфраструктура бизнеса неконкурентоспособна, а рынок труда негибок, что уменьшит шансы создаваемой национальной авиакомпании в соревновании с такими конкурентами, как KLM или Ryanair.
Аналитики также указывают, что руководству новой компании придется радикально изменить стиль ведения бизнеса, поскольку существует огромная разница между региональным авиаперевозчиком и транснациональной компанией. (WSJ, 8. 11. 2001)