Национальная гордость румына


СИГИШОАРА - Румыния официально признала себя родиной вампиров, и тому есть вполне материалистические объяснения. По давно сложившемуся народному поверью, из овеянных легендами трансильванских чащоб нет-нет да и высунется какой-нибудь вервольф, живой мертвец или другая кровососущая нечисть. Но новый проект румынского правительства, Парк Дракулы, - похоже, самое жуткое порождение человеческой фантазии, замаячившее на фоне удушливых индустриальных испарений сегодняшней Трансильвании.

Идеей увлечен Дан Матей-Агатон, румынский министр по туризму, кавалер ордена Дракулы. Каждому посетителю своего бухарестского офиса он предлагает, помимо традиционной визитной карточки, вставную челюсть с огромными вампирскими клыками. "Не поймите меня превратно, - спешит оговориться министр. - Это будет совсем не Диснейленд".

Гольф с привидением.

"Мы чувствуем разницу между интересным и смехотворным", - вторит боссу Мариус Стоян, сотрудник министерства, непосредственно отвечающий за проект. К интересному относится, например, поле для гольфа: желающие получат возможность сыграть партию с привидением. Интересным обещает быть и специализированный базар, на котором можно будет найти все дракулическое - от соответствующего вида шахматных фигурок, солонок и перечниц до водки "Дракула" (как ни странно, обыкновенного, прозрачно-водочного цвета) и бейсбольных бит аналогичного брэнда. Особо отчаянных ждет еще одно интересное развлечение: местный художник набросает портрет смельчака его же собственной кровью. На закуску - кухня "в стиле Дракулы": посетителям будет предложен ассортимент средневековых блюд. Обустройством парка занимается немецкая компания, которая у себя в Баварии уже организовала подобные тематические парки, посвященные ковбоям и индейцам. Проект предполагает серьезную финансовую поддержку: на румынский рынок будут специально выпущены "акции Дракулы" для привлечения средств в Фонд туристического развития Сигишоары, который и финансирует строительство. Румынский коммерческий банк, выступающий организатором эмиссии, рассчитывает в результате первичного размещения привлечь $5 млн; дальнейшие эмиссии, которые состоятся весной, должны принести еще $15 млн. Завершение проекта запланировано на 2003 г. Национальное хобби.

Эксплуатация образа Дракулы постепенно стала для Румынии национальным хобби. Теперь правительство стремится, чтобы оно еще и приносило доходы. "Весь мир делает деньги на Дракуле - только не Румыния", - возмущается Агатон. Он демонстрирует швейцарские часы с изображением вампира: "Полюбуйтесь. Мне что-то непонятно, какое отношение к Дракуле имеет Швейцария". Почти 100 лет Румыния не признавала ни романа Брэма Стокера "Дракула", ни одноименного голливудского фильма с Белой Лугоши в главной роли. Реальный исторический Дракула - валашский господарь Влад Цепеш - почитается на родине как национальный герой, за то что защищал Трансильванию от иноземных захватчиков и сеял закон и порядок в Юго-Восточной Европе. Хотя воевода за свой крутой нрав и получил прозвище Влад Сажатель-на-кол, но он никогда не пил кровь, доказывает мэр Сигишоары Дорин Данесан: "Может, он и был жестче других, но считать его вампиром просто глупо".

Тем не менее этот миф обладает наибольшим коммерческим потенциалом, и Данесан это понимает. Градоначальник собирается использовать именно вампирическую версию легенды о графе-кровопийце, благодаря которой Сигишоара с ее средневековым замком стала объектом паломничества многочисленных туристов - любителей ужасов. "Если люди верят, что Трансильвания - родина вампира, почему бы нам не извлечь из этого выгоду? " - рассуждает Данесан. Мэр рассчитывает создать за счет парка 3000 новых рабочих мест. Весь этот проект, похоже, заставит перевернуться в гробу коммунистических правителей, руководивших страной 40 лет и, как водится, переписывавших историю под свои нужды. Николае Чаушеску настаивал, что является прямым потомком упомянутого Влада Цепеша - разумеется, имея в виду героические, а не вампирические ассоциации, связанные с этим образом. Однако к концу правления диктатора в народном сознании он уже прочно связывался с голливудским Дракулой: революционеры изображали его на карикатурах с клыками, доходчиво передавая идею, что этот упырь сосет кровь у родного народа. Когда, вскоре по воцарении в стране демократии, испарились надежды на быстрое обогащение госказны, правительство в лице министра по туризму нащупало перспективную идею, прямо-таки сочащуюся инвестиционными потоками. Агатон самолично представлял дракулический проект в Германии на туристической торговой ярмарке. Так родилась идея Парка Дракулы.

Борьба за брэнд.

Коммерческие идеи носятся в воздухе. Как выяснилось, придуманное министерством название "Дракулаленд" уже зарегистрировано в качестве интернетного сайта, владельцы которого предложили Агатону выкупить его за $500 000. "Сообразительные ребята" - министр в состоянии по достоинству оценить и чужие предпринимательские способности. Потом пришло письмо из Калифорнии: кинокомпания Universal Studios сообщила, что обладает всеми правами на образ графа Дракулы, запечатленного в семи ее фильмах. Дискуссия продолжается. Профессора Бостонского колледжа Раймонда Макналли связывают с Сигишоарой профессиональные интересы. Его привлекает перспектива организовать в Дракулаленде еще и центр вампирологии. Специалист по русской и восточноевропейской истории и почетный президент Международного общества Дракулы давно занимается вампирологическими штудиями: при Чаушеску его книга "В поисках Дракулы" была здесь запрещена. "Для румын, почитавших Дракулу как национального героя, признать его вампиром - это радикально", - объясняет Макналли. Но разрушить миф - значит разрушить интерес туристов, большинство которых приезжают сюда именно ради кровососа. Агатон готов подыгрывать. "Если люди хотят видеть вампиров, мы покажем им вампиров", - заключает мэр, сияя многообещающей улыбкой. (WSJ, 30. 10. 2001)