Музыка для здоровья
За одну неделю в Москве побывало сразу два знаменитых камерных оркестра из Италии. Насладившись изысками аутентизма от девятки эстетов-авангардистов под названием "Сад гармонии", публика переключилась на традиционную манеру оркестра I Solisti Veneti ("Венецианские солисты"). Небольшой коллектив во фраках, возглавляемый, как и положено, дирижером, в этом состязании сумел сказать свое слово. Их игра - пример красоты здоровой и непринужденной.
Аутентистам с их особым звуком старинных инструментов и искусством импровизации заинтриговать слушателя гораздо легче. Если же играть так, как играли на протяжении всего последнего столетия, то найти свой фирменный стиль сложнее. I Solisti Veneti, как истинные европейцы, держат очень высокую планку мастерства, в которую вкладывают итальянскую импульсивность и естественность. Они без комплексов играют полноценное форте, изумляют чистотой пиано и не вязнут в градациях динамических оттенков.
Дирижер Клаудио Шимоне уже бывал в Москве, а к тому же известен по множеству записей с первостепенными солистами. Он одним из первых в наше время целиком исполнил оперу Вивальди, и эту запись "Неистового Орландо" еще долго не смогут превзойти. Гораздо раньше аутентистов Шимоне начал поднимать пласты итальянской барочной музыки, так что и его московская программа ничуть не проигрывала новомодным тенденциям в плане раритетности предлагаемых публике шедевров. При этом в отличие от аутентистов оркестр Шимоне играл в Москве не только музыку барокко (Вивальди и Тартини). Все второе отделение заняла итальянская романтика XIX в. с ее прямолинейными красотами - неисчерпаемый на вокальные темы Россини (исполнялись вариации на темы его арий для кларнета с оркестром), скрипач-новатор Паганини и контрабасист Боттезини, главный классик в музыке для своего инструмента.
В "бисах" оркестр показал всю свою стилевую палитру - от строгой грандиозности "Бури" Вивальди до мелодической томности балета Риккардо Дриго.