Nissan и Renault обменяются долями


ТОКИО - Автогиганты Nissan Motor (Япония) и Renault (Франция) объявили вчера о приобретении пакетов акций друг друга. Это первый договор о перекрестном владении акциями с участием автокомпании из Страны восходящего солнца.

Renault увеличит уже имеющийся у нее пакет акций Nissan с 36,8% до 44,4%, потратив около 210 млрд иен ($1,7 млрд). А Nissan приобретет от 10% до 15% акций Renault, выделив на это до 160 млрд иен ($1,3 млрд). В то же время правительство Франции объявило о намерении существенно сократить принадлежащий ему пакет акций Renault. Ожидается, что французское правительство, которому в настоящее время принадлежит 44% акций компании, оставит у себя менее 25% акций.

Аналитики отмечают, что сделка между Nissan и Renault ознаменовала собой конец эры изоляционизма в японской автопромышленности, которая традиционно избегала заключения сделок по созданию интегрированных компаний с иностранными автопроизводителями.

Хотя 37,7% акций японской Mitsubishi Motor принадлежит немецко-американскому автогиганту DaimlerChrysler, а 34% акций Mazda - Ford Motor, тем не менее Nissan стала первой японской автокомпанией, заключившей со своим иностранным акционером договор о перекрестном владении акциями.

Сделка с Renault также свидетельствует об успехе программы реструктуризации Nissan, инициированной генеральным директором Renault Карлосом Госном. Его план, содержавший такие непопулярные в Японии меры, как сокращение рабочих мест и закрытие заводов, позволил японской компании сократить издержки и долги и увеличить норму прибыли. На такие же меры были вынуждены пойти Mitsubishi, Mazda и даже Toyota и Honda, у которых до сих пор нет иностранных акционеров.

В середине октября представители Nissan заявили, что операционная прибыль за первое полугодие 2001 г. - 187 млрд иен ($1,52 млрд) - является рекордной. Это на 39% больше, чем прибыль в первом полугодии прошлого года. Между тем у Renault дела обстоят не столь успешно. Доля компании на европейском авторынке снизилась с 11% в прошлом году до 9,4% в настоящее время, а норма прибыли сократилась с 4,2% до 2,2%.

Неудачи Renault заставили институциональных инвесторов Nissan подвергнуть сделку критике. Они считают, что, имея долги в размере 850 млрд иен ($7 млрд), Nissan должна не покупать акции Renault, а направить выделенные на эту покупку средства на реструктуризацию компании. В ответ представители Nissan заявляют, что договор о перекрестном владении акциями отражает укрепление производственных связей между компаниями. Nissan и Renault уже имеют общие платформы, заводы и команды менеджеров. (FT, 30. 10. 2001)