Все по домам!


События последних месяцев - сначала теракты, потом многочисленные случаи биотерроризма - нанесли удар по корпоративному сознанию американцев. Реакция сотрудников многих компаний однозначна: ходить на работу опасно. Принцип "Мой дом - моя крепость" находит все больше приверженцев. Множество американцев обратились к своим руководителям с просьбой дать им возможность работать из дома. Эти люди не только опасаются стать мишенью новых ударов, но и стремятся в эти тревожные дни больше времени проводить рядом со своими близкими. Компаниям тоже выгодно, чтобы люди работали дома: тогда в случае экстренной ситуации - если офис будет разрушен, как Всемирный торговый центр, или закроется на карантин, как Конгресс США, - деловой процесс не прервется. Многие организации рассматривают возможность обеспечить сотрудникам домашний доступ в Интернет.

По словам Паркаша Ахуджи, вице-президента Charles Schwab, кризис реально увеличил шансы оживления телекоммуникационной индустрии. Накануне 11 сентября этот бизнес был близок к стагнации. Раньше руководители считали неоправданной тратой средств подключение к корпоративной сети отдельных сотрудников, работавших дома, да и сами сотрудники, норовившие работать вне офиса, чувствовали на себе косые взгляды коллег, однако случившаяся трагедия поменяла систему приоритетов: переоценка ценностей произошла как у сотрудников, так и у руководства. "После такой трагедии, в одночасье оборвавшей тысячи человеческих жизней, люди начали задумываться, не перейти ли им на домашний режим работы", - говорит Виктория Уайтинг, преподаватель менеджмента в Вестминстерском колледже в Солт-Лейк-Сити. Один из таких людей - Лен Эрлик, 43-летний руководитель технологического отдела и один из основателей Relativity Technologies, занимающейся разработкой программного обеспечения. Relativity Technologies, штаб-квартира которой находится в Северной Каролине, планирует вообще закрыть нью-йоркский офис. "Выхода нет, - говорит генеральный директор компании Вивек Вадва. - У меня директор по технологиям напуган до смерти". В тот момент, когда самолеты врезались в башни-близнецы, Эрлик тоже был в самолете: он возвращался из Италии, где они с женой проводили отпуск. Их самолет получил приказ развернуться и сделать посадку в Галифаксе. Только через несколько часов супругам удалось выяснить, что с дочерью все в порядке: ее школа находилась в двух кварталах от Всемирного торгового центра. Вернуться в США они смогли только через три дня. Эрлик, в свое время эмигрировавший в США из России, был так потрясен случившимся, что теперь работает только у себя дома, на Брайтон-бич, и предпочитает не появляться в манхэттенском офисе своей компании. Теракты "реально изменили мой взгляд на жизнь, - рассказывает Эрлик. - Я не хочу возвращаться в Манхэттен, подвергая опасности собственную жизнь и жизнь моих родственников". Эти чувства разделяют не только те, кого непосредственно коснулась или могла коснуться беда, но и те, кто живет на другом конце страны. Джанет Свицер, консультант по маркетингу, искала помещение для офиса в Лос-Анджелесе. Однако после терактов она решила заниматься своим бизнесом дома: теперь Свицер ведет все дела из своей библиотеки в пригороде Лос-Анджелеса. Она стремится устроить свою жизнь так, чтобы по возможности вообще никуда не выезжать из дома. Фред Крэнделл, партнер Центра производительности труда в Иллинойсе, специализируется на создании виртуальных команд. По его сведениям, с 11 сентября компании стали посылать на 30% больше запросов о поиске сотрудников, которые могли бы трудиться дома и формировать такие команды. Техасская компания Tmanage, которая помогает компаниям создавать телекоммуникационные сети, подсчитала, что количество заказов с 11 сентября выросло втрое.

Некоторые компании рассматривают подключение домашних компьютеров к корпоративной сети как меру предосторожности: если офисы вдруг станут недоступны, выручат сотрудники, чье рабочее место располагается вне офиса. Компании, пострадавшие от терактов, убедились в необходимости этих мер на собственном горьком опыте. Спустя несколько дней после 11 сентября Zurich North America (подразделение Zurich Financial Services Group), 625 сотрудников которой работают рядом с WTC, начала заказывать для них ноутбуки и мобильные телефоны. Несколько сотен сотрудников American Express сейчас вынуждены работать "виртуально". Компания, имевшая штаб-квартиру в разрушенном здании Всемирного торгового центра и дополнительные офисы в здании N 7, которое тоже находится в аварийном состоянии, сейчас обустраивает временные офисы в Нью-Джерси и Коннектикуте. Руководство пока не может сказать, перейдут ли они на домашний режим окончательно, но некоторые из тех, кто не ходит на службу с 11 сентября, уже оценили преимущества такого режима. Джули Джердман, вице-президент нью-йоркского подразделения American Express, устроила домашний офис у себя в Нью-Джерси. Теперь она экономит время на дороге: за те утренние часы, что она прежде проводила в автомобиле или в электричке, она успевает сделать звонки нескольким клиентам. Таким образом, желание сотрудников часто совпадает с потребностями их работодателей. Тем не менее найти баланс между домом и офисом иногда непросто. Сидя изо дня в день в четырех стенах наедине с компьютером, многие чувствуют себя в изоляции. Давно замечено, что многие свежие идеи и решения рождаются в непосредственном общении сотрудников. Корпоративные кухни, курилки, коридоры и комнаты отдыха - зачастую как раз в этих местах и происходит продуктивное деловое общение. (WSJ, 04. 10. 2001)