Америка будет следить за гостями


ВАШИНГТОН - Американский Конгресс добивается от Службы иммиграции и натурализации (INS) разработки системы, позволяющей контролировать каждого иностранца, пересекающего границу США.

В 1996 г. сторонники жесткого контроля за иммиграцией уже ставили перед INS вопрос о такой системе. Предлагалось вменить в обязанность иммиграционной службе постоянно следить за соответствием фактических сроков выезда иностранцев из США стоящей в их визе дате.

Однако впоследствии из-за технических и экономических проблем было решено отказаться от введения этой схемы. Сейчас, когда в обществе растут опасения по поводу возможного наличия в США "законсервированных" террористических групп, конгрессмены снова настаивают на введении системы тотального контроля.

Традиционно основной заботой INS было пресечение незаконной иммиграции из Мексики, однако, как признает это ведомство, примерно половина случаев нарушения иммиграционных законов приходится на иностранцев, проживающих в США с просроченными визами. Число таких лиц ежегодно увеличивается на 125 000 и сейчас превысило 2 млн. В эту категорию попадают по меньшей мере трое из подозреваемых в осуществлении теракта 11 сентября. Если бы четкая система отслеживания въезда и выезда иностранцев была внедрена в изначально предлагавшиеся сроки, то компьютеры INS смогли бы заранее выявить двоих террористов.

"Без системы, следящей за соблюдением сроков пребывания в стране, правительство не имеет никакого контроля за иностранцами, а это не позволяет ему обеспечить защиту граждан от террористов", - говорит сенатор-республиканец Леймар Смит, который выступал за создание такой системы еще задолго до сентябрьских терактов.

Многие страны, включая Израиль, уже давно применяют системы, осуществляющие хотя бы частичный контроль за пересечением государственных границ. Однако для США задача существенно осложняется масштабами этой страны и огромным числом приезжающих иностранцев.

За последние годы INS опробовала множество высокотехнологичных средств, позволяющих предотвратить нарушение иммиграционных законов и в то же время не замедляющих процедуру пересечения границы. В частности, использовались средства распознавания голоса, системы дистанционного видеоконтроля и биометрические системы, идентифицирующие человека по геометрическим параметрам его руки. Однако до сих пор подобными средствами оснащены очень немногие пункты пограничного контроля. Установить такие системы на каждом КПП и к тому же подключить их к единой базе данных пока не удается.

Тем не менее сторонники жесткого контроля не сомневаются, что эта задача будет решена. "Посмотрите на сеть магазинов Wal-Mart Stores, - говорит Стивен Камарота, аналитик вашингтонского Центра изучения иммиграции. - Там компьютерные системы учитывают каждый купленный продукт. Известно, когда он поступает на полку со склада и когда он покидает магазин. Между тем число этих магазинов составляет порядка 3000. Непонятно, почему тогда компьютерные системы INS не в состоянии зафиксировать все случаи, когда туристы, скажем, из Саудовской Аравии или Пакистана задерживаются в стране дольше указанного в визе срока".

Создателям системы контроля предстоит решить немало технических проблем, в первую очередь связанных с объемом обрабатываемой информации. Ежегодно США посещают 350 млн иностранцев, и, таким образом, в базу данных каждый год необходимо добавлять около 700 млн записей. А при использовании биометрических характеристик придется хранить еще и весьма объемные данные о геометрии лиц и отпечатках пальцев. Необходимость обрабатывать всю эту информацию приведет к тому, что пересечение границы станет долгим и тягостным делом.

Среди конгрессменов нет единства в вопросе о том, насколько всеобъемлющей должна быть такая система. Некоторые предлагают учитывать любые перемещения, в том числе однодневные поездки в США канадских граждан. Другие считают, что контролировать следует только тех, кто прибывает по визе, но при этом вводить четкий контроль нужно немедленно. Сейчас INS разрабатывает именно такую систему: она будет отслеживать прибытие всех иностранцев за исключением канадцев. Впрочем, Конгресс, давший в прошлом году санкцию на внедрение этой системы, объявил, что ее ввод в строй может состояться не раньше 2005 г.

Приходится учитывать, что всю нужную информацию о прибывшем иностранце - данные об отпечатках пальцев или геометрии лица, содержимое идентификационной магнитной карточки и т. п. - необходимо переслать с пограничного контрольно-пропускного пункта в центральный компьютер системы. Собирая эти данные, программа автоматически забьет тревогу, если, к примеру, человек, прибывший с визой на 90 дней, спустя 90 дней не выедет из страны. Оповещение о нарушении будет послано сотрудникам INS, которые попытаются разыскать нарушителя. Однако противники подобных систем утверждают, что жесткий контроль будет сопровождаться ростом очередей на пограничных пунктах и может вызвать региональные экономические и даже экологические проблемы. Скептики указывают также, что система скорее всего окажется ненадежной и будет содержать много ошибок. К тому же злоумышленники наверняка найдут способ обмануть систему, в то время как многие безобидные люди, случайно задержавшиеся в стране на несколько дней дольше положенного, столкнутся с серьезными проблемами. (WSJ, 24. 10. 2001) АВИАТОРЫ США ХОТЯТ ВСЕ ЗНАТЬ: После 11 сентября федеральные службы США начали оказывать авиакомпаниям новую информационную услугу. Так, ФБР предоставило им доступ к своей базе данных о подозреваемых в терроризме (ранее бюро отказывалось это сделать, опасаясь, в числе прочего, утечки информации). Кроме того, в распоряжение компаний попали аналогичные списки, составляемые Таможенной службой и INS.

Авиакомпании и сами принимают дополнительные меры по обеспечению безопасности. Ожидается, что вскоре системы слежения в аэропортах будут фиксировать такие детали, как способ приобретения билета, особенности одежды пассажира, а также его национальность, предыдущий опыт воздушных путешествий. Возможно, будут учитываться даже такие мелочи, как название книги, купленной в киоске аэропорта.

Система составления индивидуального профиля пассажира получила название CAPPS (Computer-Assisted Passenger Prescreening System, Компьютеризованная система предварительного изучения пассажиров). Эта система существует с 1996 г., однако до сих пор она использовалась не очень активно. В частности, 11 сентября при проверке пассажиров рейса 77 компании American Airlines она позволила выделить два подозрительных лица, впоследствии оказавшихся угонщиками. Однако тогда дело ограничилось более скрупулезной проверкой багажа. Сейчас основное внимание проверяющих сосредотачивается не на багаже, а на человеке. Методика, лежащая в основе CAPPS, держится в секрете, однако специалисты утверждают, что по эффективности она пока все же уступает аналогичным системам, используемым в Европе и особенно в Израиле.