Пошлинная торговля
Российские автомобилестроители, защищая свои интересы, явно перегнули палку. Воодушевленные поддержкой Владимира Путина, они решили в этом году полностью истребить главного своего конкурента - подержанные иномарки. Однако все наиболее жесткие варианты ограничения ввоза в Россию старых машин в итоге были завернуты. И сейчас все идет к тому, что с импортом будут бороться гуманно, никого не обижая.
Западная угроза.
О подержанных иномарках как о главном биче российского автопрома впервые было заявлено на июльской встрече Владимира Путина с главами автозаводов. Президент тогда приказал разобраться, и чиновники сели за работу.
Стараниями Минпромнауки было разработано обоснование вредности подержанных машин для экологии и экономики страны. Например, отмечалось, что уже в 2002 г. в странах ЕС вступает в силу директива об обязательной утилизации автомобилей после окончания срока их эксплуатации. В результате, считают в Минпромнауки, число европейцев, желающих избавиться от своих подержанных машин, многократно возрастет. Цены на пятилетние авто, по прогнозам, уже в будущем году снизятся на 40%, а спрос на них увеличится минимум в два раза, и автомобильная волна из Европы захлестнет российский рынок. Для справки: общий парк легковых автомобилей в странах ЕС сегодня оценивается в 176,3 млн шт.
По данным ГИБДД, за последние пять лет российский парк легковых автомобилей увеличился с 15,8 млн шт. до 20,4 млн шт. В том числе количество импортных автомобилей возросло с 3,2 млн шт. в 1996 г. до 4,44 млн шт. в 2000 г., из них 32,2% имеют сроки эксплуатации от 5 до 10 лет и 47,3% эксплуатируются свыше 10 лет (9,6 млн шт.). По оценочным данным ГТК, с января по июнь этого года в Россию было ввезено около 125 000 подержанных автомобилей иностранного производства.
На встрече с Путиным обсуждалось введение запретительных пошлин на иномарки старше семи лет. Однако, изучив рынок, автопроизводители поняли, что "семилетки" для наших производств практически безвредны. В Минпромнауки снизили возрастной ценз до пяти лет. По словам Виктора Пашкова, начальника информационно-аналитического управления компании "АСМ-Холдинг", введения запретительных пошлин именно на эту категорию автомобилей добивался "АСМ-Холдинг" совместно с "Сибирским алюминием", владеющим несколькими предприятиями автопрома. От борьбы с подержанными иномарками публично открещивалось руководство "АвтоВАЗа", но скорее всего оно лукавит. "На ВАЗе, наверное, забыли ситуацию 1998 г., когда цены на вазовскую и импортную продукцию едва не сравнялись, - говорит Пашков. - Это сейчас у них на складах по 10 000 - 12 000 автомобилей стоит, а тогда на площадках до 100 000 машин простаивало". Сегодня цены на импортные автомобили снижаются, а на отечественные повышаются. По мнению Пашкова, обостряется конкуренция вазовской продукции с иностранной, в том числе и с подержанной техникой.
Как бы то ни было, но к сентябрьскому заседанию комиссии по защитным мерам появился вариант проекта, который, казалось, устраивал всех - и Минпромнауки, и их оппонентов из ГТК, и Минэкономразвития. Проект предусматривал увеличение евросоставляющей ставки пошлины на 150% на ввоз автомобилей, бывших в употреблении более семи лет. На автомобили б/у от трех до пяти лет предполагалось поднять евросоставляющую на 75%. Сомнений, что документ пройдет, у наблюдателей практически не было. Но неожиданно возникла "социальная составляющая вопроса", как говорит один из участников заседания комиссии.
Народ против.
Перегон машин и торговля подержанными иномарками являются по сути одной из форм хорошо известной челночной торговли. В неторговый автомобильный оборот вовлечена масса людей, и любое изменение правил бизнеса неминуемо приводит к раздражению большинства его участников. Таможня, кстати говоря, не раз уже обжигалась на челноках в прошлом, поэтому позиция ГТК в вопросе повышения пошлин на иномарки выверена неоднократно. О запретительных пошлинах таможенники говорят только в отношении "семилеток", прекрасно зная, что перегонщики предпочитают машины более свежие.
Это подтверждают и расчеты Европейского делового клуба (ЕДК), объединяющего представителей европейских компаний, работающих в России. Автокомитет ЕДК называет наиболее проблемными для рынка автомобили в возрасте от трех до семи лет, которые продаются за $7000 - 12 000. По мнению председателя автокомитета ЕДК Норио Нака, эти машины "представляют серьезную угрозу сборочным производствам иностранных производителей, а также планам масштабной и дорогостоящей модернизации российских автозаводов".
По мнению Сергея Романова, заместителя генерального директора компании "Мегаполис" (занимается комиссионной торговлей автомобилями), любые тарифные изменения не смогут серьезно повлиять на сформировавшийся рынок: "перегонщики найдут новые ходы". Многие частные предприниматели, кстати, уже связались со своими западными партнерами и добились от них обещаний скидок в ответ на возможное увеличение пошлин. Все идет к тому, что перегонщики могут оказаться в двойном выигрыше.
По данным "Ведомостей", к новому рассмотрению вопроса об иномарках на заседании комиссии по защитным мерам (ожидается, что оно пройдет в начале ноября) будет представлено всего два предложения. Одно из них предусматривает введение запретительных пошлин на иномарки только старше семи лет. Второе предполагает увеличение ставок для физлиц. Сегодня частники платят по 0,85 евро за куб. см двигателя. ГТК рекомендует оформлять перегонщиков по ставке юрлиц: на б/у от трех до семи лет с объемом двигателя до 2500 куб. см евросоставляющую предложено поднять до 1,1 евро/куб. см, для машин с большим объемом двигателя - до 1,8 евро/куб. см. На автомобили с возрастом свыше семи лет ставку собираются поднять до 2 евро/см (с объемом двигателя до 2500 куб. см) и 3 евро/см (с объемом двигателя свыше 2500 куб. см). Таможенники уверены, что таким образом можно исправить ситуацию, при которой импорт подержанных автомобилей практически полностью лежит на частниках. В январе - сентябре 2001 г. в страну было ввезено около 340 000 легковых машин, 80% из них, по данным ГТК, было ввезено физическими лицами. Рынок не ждет.
Пока государство решает, как быть с иномарками, рынок перестраивается. С сентября цены на подержанные иномарки на московских автомобильных рынках выросли на $300 - 450. По наблюдениям таможенников, ввоз автомобилей б/у в столичный регион увеличился примерно на 20%, на Дальнем Востоке - в два раза.
Более того, пока чиновники работают над пошлинами, дальневосточные предприниматели обкатывают новые схемы обхода таможни. Так, с марта по июль текущего года ГТК выдал 10 000 классификационных решений на ввоз автомобильных кузовов. Таможенники подозревают, что под видом кузовов ввозятся готовые автомобили. Примитивная разборка/сборка позволяет сократить таможенные издержки почти в два раза (на автомобили пошлина установлена в 25%, а на кузова - в 15% от стоимости).
В ГТК попробовали найти в новой схеме нарушения таможенных правил, однако не удалось: по закону кузов может быть полностью укомплектован и оборудован приборными щитками, багажниками, сиденьями, подушками, ковриками и электроарматурой. А установить двигатель и смонтировать ходовую часть по силам любому автослесарю.
ПРИХОЖАНЕ СМУЩАЮТСЯ: В октябре архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий издал циркуляр, которым запретил священнослужителям Екатеринбургской епархии покупать или принимать в дар автомобили иностранного производства. Все имеющиеся в епархии иномарки предписано заменить на отечественные автомобили. Запрет касается и личных автомобилей священников. Пресс-секретарь епархиального управления Борис Косинский сказал "Ведомостям", что происшедшее нельзя расценивать как знак поддержки российской автопромышленности. Циркуляр появился по моральным соображениям, дабы не вызывать "недоумение и смущение среди прихожан". На самом деле в епархии иномарок не так много - 20 из полутора сотен. Но церковнослужители разглядели настораживающую тенденцию. По словам Косинского, иномарок все больше и они становятся все доступнее.