Новая гармония
В Москве выступил итальянский камерный оркестр Il Giardino Armonico ("Сад гармонии"). Этот концерт стал первым выступлением в Москве столь знаменитого "аутентичного" коллектива старинной музыки, первой и, надо надеяться, не последней московской акцией петербургского Фестиваля старинной музыки, а также началом регулярных и высококлассных камерных концертов в Бетховенском зале Большого театра.
Накануне этого концерта Il Giardino Armonico собрал в Петербурге Большой зал филармонии. В Москве же их выступлению в зале примерно на 300 человек придали несколько более кулуарный характер (отсутствие рекламы, билеты по 400 руб. и узкий круг приглашенных). Разница между нашими культурными столицами все та же: в данном случае проявилась широта питерского интереса к элитарному. Камерный оркестр, играющий барочную музыку, мог бы показаться вполне привычным, если бы не известный парадокс: барочники-аутентисты с их старинными инструментами вдруг оказались одним из самых продвинутых явлений музыкального авангарда. Весьма радикальный настрой новейших музыкантов привел к открытию того, что важнейшие музыкальные революции XX в. вплоть до джаза и рока, в принципе, уже были когда-то совершены и забыты. И вот в музыкальной реальности Запада последних 20 лет направление, заново открывающее принципы исполнения доромантической музыки и гигантский пласт совершенно неизвестных сочинений, стало прибежищем ярчайших интеллектов и талантов.
Il Giardino Armonico возник 16 лет назад и еще успел стать в Италии пионером аутентизма, хотя их манера в своем роде до сих пор уникальна. В их игре прежде всего улавливается современный пульс, казалось бы, отвлеченного и далекого Вивальди. Наконец выясняется, зачем такая музыка сочинялась. Если это бытовые сцены вроде всем известных "Времен года" - то слышны голоса людей, ощущаются переживания этих ситуаций. В прозвучавшей "Морской буре" - и ветер, и волны, а потом стоны потерпевших. Та же задача, кстати, решена оркестром с Чечилией Бартоли в их культовом "Вивальди-альбоме". Певица использует язык общепонятного экстаза: современный человек должен вполне отождествлять барочные эмоции со стихийностью нашего времени. Но в бессюжетных сочинениях оркестр еще ярче умеет подать залу очищенное от пояснений живое чувство. Когда так играют соль-минорный Концерт Вивальди с флейтой и гобоем, Концерт Марчелло для гобоя (гобоист Паоло Грацци), невозможно говорить, что так страдал давно не существующий "гармоничный" человек. На волнах модной тенденции "аутентизма" Il Giardino Armonico внушает новое представление о гармонии. Одухотворенное мастерство игры на старинный манер без вибрации, глубокие матовые тембры формируют особую атмосферу, неощутимую в записях. Бешеный темперамент и сверхвиртуозность их игры (особенно флейтиста и руководителя оркестра Джованни Антонини, скрипачей Энрико Онофри и Марко Бьянки) тоже особого толка - это не напор "века скоростей". На всем - отблеск тех времен, когда старинная техника игры позволяла чисто и точно держать самые быстрые темпы. Хорошо заметное в России массовое следование музыкальной моде в основном все равно нацелено на слуховой шок - безумство "кельтоманов", "стильную" фальшь барочников или популярность современных обработок Вивальди или Баха (в таком виде стало хитом и звучавшее в концерте Адажио Марчелло). Теперь же в Москве довелось услышать аутентичный образец "аутентизма". Стало яснее, как это должно быть и ради чего.