"Новая экономика" - это почти миф


Оптимизация управления в компании Wal-Mart, возможно, способствовала американскому "экономическому чуду" в большей степени, чем все многомиллиардные инвестиции в компьютерную технику и волоконно-оптические сети. Такой вывод делают авторы аналитического отчета, опубликованного в понедельник McKinsey Global Institute, исследовательским подразделением консалтинговой компании McKinsey.

В отчете говорится, что, хотя экономические показатели США действительно резко улучшились в период с 1995 по 2000 г., этот рост в основном был обеспечен очень небольшим числом отраслей и не может считаться следствием увеличения инвестиций в информационные технологии, наблюдавшегося в это же время. Восторги по поводу "новой экономики" в последние годы фактически превратили в аксиому тезис о том, что преобразования в американской экономике основаны на успехах ИТ.

Не кто иной, как председатель ФРС Алан Гринспэн, не так давно с энтузиазмом продвигал идею о глубоких положительных сдвигах в экономике США, обусловленных инвестициями в ИТ. "Достижения в ключевых технологических направлениях заметно улучшили перспективы роста доходов от инвестиций в высокие технологии, вызвали всплеск в инвестиционном бизнесе и ускорили рост производительности", - заявил Гринспэн, выступая в июле перед Конгрессом.

Многие высокотехнологические компании объясняли экономический прогресс ростом вложений в ИТ, который с 1995 по 2000 г. составлял ежегодно 20%. За это время оснащенность американского бизнеса вычислительной техникой выросла почти вдвое. А темпы роста производительности труда, в 1972 - 1995 гг. составлявшие 1,4% в год, выросли до 2,5% в год в 1995 - 2000 гг.

Однако исследования McKinsey показали, что во многих отраслях увеличение инвестиций в ИТ никак не повлияло на рост производительности. "Так уж совпало, что в конце 1990-х наблюдался рост инвестиций в ИТ и одновременно рост экономики в целом, - говорит Билл Льюис, директор McKinsey Global Institute. - Но в действительности эти два явления очень слабо коррелированы".

В течение последних лет появилось множество аналитических материалов, посвященных экономическому буму конца 90-х гг. Некоторые аналитики считали рост, основанный на внедрении ИТ, долговременным, но были и скептики, утверждавшие, что улучшение касается лишь отдельных секторов и подчиняется законам циклического развития.

"Позиция авторов этого отчета находится где-то посередине, - утверждает Барри Босуорт, экономист из компании Brookings Institution, сотрудничавший с исследователями из McKinsey. - Несомненно, инвестиции в технологии сыграли немалую роль, прежде всего в развитии самого ИТ-сектора. Однако в остальных отраслях отдача от них не столь заметна".

Авторы отчета использовали официальные данные, чтобы определить, какие отрасли внесли наибольший вклад в экономический рост. Затем были проанализированы компании, действовавшие в каждой отрасли. Практически весь рост производительности после 1995 г. обеспечили шесть отраслей: розничная и оптовая торговля, торговля ценными бумагами, телекоммуникации, производство полупроводников, а также машиностроение (включая производство аппаратуры, в первую очередь компьютерной). На эти отрасли приходится 31% всего частного сектора экономики (не включая сельское хозяйство).

В остальных 53 отраслях (69% экономики) развитие шло неравномерно, хотя в целом наблюдался рост производительности на 0,3% в год. Однако именно эти 53 отрасли обеспечили 62% роста инвестиций в ИТ. При этом фактический уровень производительности в них зачастую снижался.

Но и в шести самых динамичных отраслях инвестиции в ИТ были лишь одним из многих факторов успеха. Так, в розничной торговле (обеспечившей четверть общего роста) ключевая роль принадлежала гигантам типа Wal-Mart, сосредоточившим усилия на оптимизации управления и внедрении передовых методов вроде развитой системы скидок. Быстрый рост инвестиций на фондовом рынке существенно повысил эффективность деятельности компаний, работающих с ценными бумагами, позволив им экономить на масштабах. Прогресс в области телекоммуникаций во многом обусловлен изменениями в регулирующем законодательстве и т. п. Более того, в ряде отраслей прогресс, достигнутый благодаря внедрению ИТ, маскировал тенденцию к снижению общей производительности. Так, в банковском секторе компании в среднем приобретали по два компьютера на сотрудника, но это не приводило к увеличению производительности.

Исследователи приходят к выводу, что ИТ-бум был кратковременным и возврата к прежним темпам роста инвестиций не предвидится - рост скорее всего будет составлять порядка 5 - 17% в год. При этом темпы роста производительности будут колебаться между 1,4% (средний показатель до 1995 г.) и 2,5% (средний показатель после 1995 г.). (FT, 17. 10. 2001)