Незаменимые есть
Компании, пострадавшие от терактов, оправившись после первого шока, столкнулись с серьезной корпоративной проблемой: погибших сотрудников необходимо кем-то заменить. Интервью при приеме на работу, проходящие обычно в напряженной, нервной обстановке, теперь часто начинаются с соболезнований или неловкого молчания. Менеджеры знают, как непросто бывает подобрать даже одного квалифицированного специалиста в нормальных рабочих условиях; на это требуется время. А у пострадавших компаний счет потерь идет порой на десятки, причем некоторые лишились не только рядовых сотрудников, но и руководителей высшего звена. Кроме того, для многих организаций задача усложняется тем, что одновременно нужно отстраивать помещение и восстанавливать разрушенные коммуникации. Финансовая компания Keefe, Bruyette & Woods, располагавшаяся во Всемирном торговом центре, потеряла 67 сотрудников. На прошлой неделе компания начала собеседования с кандидатами на должности в торговых и исследовательских отделах. Из двух генеральных содиректоров остался в живых Джон Даффи, до 11 сентября деливший эту должность с Джозефом Берри. В этот день Даффи потерял не только коллегу, но и 23-летнего сына Кристофера. В начале собеседования почти всегда происходит заминка: соискатели пытаются выразить Даффи сочувствие или просто воцаряется неловкое молчание. "Обычно компаниям не требуется сразу столько людей на руководящие посты, к тому же так срочно", - говорит Даффи, получивший множество резюме: люди, ищущие работу, засылают резюме по собственному почину. Компания обратилась и к своим бывшим сотрудникам, опыт которых может пригодиться.
Точно так же поступает Fred Alger Management, компания по управлению денежными активами, значительно пострадавшая в день теракта. Вновь займут свое место многие менеджеры, ранее покинувшие компанию, в том числе Эми Райан, бывший вице-президент и главный аналитик. Фирма по торговле облигациями Cantor Fitzgerald, штат которой поредел на 700 человек, решила не приглашать людей со стороны: на все руководящие позиции были назначены свои сотрудники. Теперь осталось заполнить только более низкие должности, но это уже не такая сложная задача.
Рекрутинговые компании накануне 11 сентября переживали спад деловой активности. Однако более сотни таких агентств сразу же предложили свои услуги компаниям, пережившим трагедию, бесплатно или со скидками. Как ни цинично это звучит, но для многих теракты открыли неожиданные карьерные возможности, учитывая нынешний рост безработицы. Некоторые специалисты, которым нужна работа, хотели бы обратиться в осиротевшие компании, но стесняются это сделать, чтобы не создалось впечатления, будто они спешат воспользоваться чужим горем: ведь их возьмут не за особые достижения, а вынужденно. Некоторые выжидают, не торопясь предлагать свои услуги неприлично быстро. Один из соискателей, Ричард Макгуайр, собираясь отправить резюме в пострадавшую финансовую компанию, долго не мог решить, какие слова написать в сопроводительном письме. В конце концов у него получилось примерно следующее: "Я не пытаюсь воспользоваться удобным случаем. Я просто хотел бы быть вам полезным, пусть даже работая на временной основе". Впрочем, гендиректора Keefe, Bruyette & Woods, для которого теракт 11 сентября стал личной трагедией, нисколько не оскорбляет обилие добровольных предложений. "Мы все сейчас полны эмоций, - считает Даффи. - Можно было бы считать подобные факты оскорбительными, но не в нынешней ситуации". Иногда потеря оказывается невосполнимой. В массачусетской компании Akamai Technologies незаменимым считают погибшего руководителя технологического отдела Дэниэла Левина, одного из основателей компании. Его ближайший соратник Том Лейтон, глава научного отдела, говорит: "Он был экстраординарной личностью. По-моему, невозможно выйти за порог и так вот запросто найти еще одного Дэнни". Незаконченные проекты Левина распределили между собой разные отделы компании: найти одного человека, который бы полностью заместил его, не удастся. (WSJ, 6. 10. 2001)