СуперМарио не справится?
Когда полгода назад Марио Корти, финансовый директор Nestle, крупнейшей в мире компании по производству продуктов питания, взвалил на свои плечи героическую задачу по спасению одного из национальных символов Швейцарии - авиакомпании Swissair, - инвесторы вздохнули с облегчением. Если и есть на свете человек, способный вызволить из беды тонущую компанию, то это, конечно же, СуперМарио, не сомневались швейцарцы.
Это было в марте. Тогда по сравнению с другими крупнейшими авиакомпаниями Европы Swissair находилась в наиболее затруднительном финансовом положении: размер долга составлял $9,3 млрд. Банки, работавшие с компанией, заявляли о своем категорическом несогласии с финансовой политикой Swissair. Компания взяла на себя обязательство по финансированию трех компаний: убыточной бельгийской авиалинии Sabena и ее двух не менее "удачливых" французских коллег - AOM и Air Liberte.
Марио Корти взялся за дело весьма бодро. Начал он с объявления войны непомерно раздутым затратам. Кроме того, он в полтора раза увеличил объем запланированных продаж активов - с 3 млрд франков ($1,8 млрд) до 4,5 млрд ($2,77 млрд). Таким образом Корти собирался рассчитаться с банками-кредиторами уже к концу 2002 г.
К тому времени, когда Америку - и весь мир - сотрясли теракты 11 сентября, Swissair все еще находилась, образно говоря, в отделении реанимации. "План спасения, который мы разработали до 11 сентября, был трудным, но реалистичным, - рассказывает Корти. - Проблема в том, что теперь и без того узкая дорожка, которой нам предстояло идти, стала еще уже". В такой ситуации Корти был вынужден сделать то, что поклялся никогда не делать: он обратился за помощью к государству. Затем он предпринял второй шаг, совершенно немыслимый с точки зрения ветеранов компании: предложил слияние Swissair с ее дочерней компанией Crossair - небольшой авиалинией, обслуживающей внутренние перевозки. "Сейчас все средства хороши", - говорит Корти.
Ситуация, в которой оказался сейчас Корти, заставила бы содрогнуться всякого, даже самого опытного генерального директора компании-авиаперевозчика. Однако нынешнему главе Swissair приходится еще тяжелее - поскольку до сих пор он никогда не занимал пост генерального директора, а тем более председателя совета директоров авиакомпании.
Корти получил лицензию на управление самолетом раньше, чем водительские права, однако наблюдатели опасаются, что при всей его любви к авиации ему вряд ли удастся выйти победителем в борьбе за спасение Swissair.
"Когда я согласился возглавить Swissair Group, основной моей целью было обеспечить стабильное будущее для Swissair и Crossair", - рассказывает Корти. Эти слова заставят швейцарцев благосклоннее отнестись к генеральному директору национальной авиалинии: в Швейцарии Swissair склонны рассматривать как один из национальных символов, занимающий едва ли не второе место после государственного флага. Марио Корти прекрасно представлял себе, в какую компанию он идет. За 70 лет существования Swissair стала воплощением всего лучшего, что есть в Швейцарии: первоклассного сервиса, прочного финансового положения, четкости и пунктуальности. Swissair стала первой авиалинией в Европе, на которой появился обслуживающий персонал - стюардессы. Эта авиакомпания всегда покупала самые дорогие самолеты, а совет директоров Swissair объединял лучших представителей швейцарского бизнеса.
Марио Корти, чей послужной список до сих пор оставался безупречным, тоже можно с полным правом назвать звездой швейцарского предпринимательства. Корти родился 22 октября 1946 г. в Лозанне. В 1971 г. он окончил университет этого города и получил диплом экономиста. Тема его дипломной работы - аграрная политика Европейского экономического сообщества. В 1972 г. Корти начал работать в отделе корпоративного планирования американской корпорации Kaiser Aluminium & Chemical, а в 1973 г. поступил в Гарвардскую бизнес-школу. В 1976 г. Корти получил диплом МВА, а в 1977 г. пришел в руководство Центрального банка Швейцарии. После девяти лет безупречной службы Корти переводится в Федеральное бюро по внешнеэкономическим связям Швейцарии на пост представителя правительства при заключении договоров в области торговли. На этом посту он работает с 1986 по 1990 г.
В 1990 г. Корти оставляет государственную службу и приходит в корпорацию Nestle на должность старшего вице-президента. В 1994 г. он становится исполнительным вице-президентом и финансовым директором американского отделения Nestle, а год спустя приходит на такую же должность в головной офис компании, расположенный в швейцарском городе Вевей. В марте 2001 г. Корти расстался со спокойной жизнью и пришел на должность генерального директора и председателя совета директоров компании Swissair - некогда национальной гордости Швейцарии.
К тому времени Swissair находилась в глубоком кризисе. Компания разрослась до таких размеров, что не могла существовать за счет относительно небольшого внутреннего рынка. Предшественник Корти, Филипп Брюжиссер, пожелавший сделать Swissair достойным конкурентом таких авиалиний, как British Airways, Air France и Lufthansa, начал проводить политику крупных инвестиций в предприятия, так или иначе связанные с основным бизнесом, - магазины duty-free, компании по производству бортового питания. Развитие побочных направлений было призвано сгладить цикличность, которой обыкновенно подвержен бизнес авиаперевозок.
Однако, выступая в роли миноритарного акционера, Swissair не имела решающего голоса в управлении теми компаниями, в которые вкладывала деньги, а когда, как в случае с Sabena, она все-таки могла влиять на ход событий, руководство компании оказывалось не в состоянии защитить свои интересы. В результате всего за четыре года количество сотрудников компании увеличилось вдвое, а из-за увеличения количества партнеров типа Turkish Airlines или польской авиалинии Lot стал страдать первоклассный сервис, которым так славилась Swissair. К тому моменту, когда Корти пришел на смену ушедшему в отставку Брюжиссеру, собственный капитал компании сократился с $2,58 млрд до $730 млн.
"Я взялся за решение этой задачи вовсе не потому, что меня не устраивала работа в Nestle, - рассказывает Корти. - Однако в той ситуации надо было что-то делать. В октябре мне исполняется 55 лет. У меня был выбор: завершить карьеру в прекрасной компании, каковой является Nestle, или попытаться спасти Swissair. Через несколько лет, оглядываясь назад, мне по крайней мере не придется корить себя за то, что мне не хватило смелости. Я знал, что будет трудно! " (FT)