Nissan и Renault под зонтиком


ФРАНКФУРТ - Nissan Motor и Renault ведут переговоры о создании зонтичной компании, призванной помочь им ускорить процесс принятия решений и оптимизировать руководство совместной деятельностью. Одновременно компании разрабатывают способы объединения некоторых операций.

Новая организация, создание которой стало очередным шагом в продолжающемся уже два с половиной года сотрудничестве Renault и Nissan, будет разрабатывать совместную стратегию развития компаний. Как ожидается, сделка, в рамках которой Nissan может приобрести пакет акций Renault, будет завершена в течение месяца.

Компании сотрудничают с марта 1999 г., когда французы приобрели 36,8% акций Nissan. В течение нескольких лет до этого прибыли Nissan падали, так что компания была близка к банкротству. Именно в этот момент вмешалась Renault, после чего положение в японской компании стало стремительно улучшаться. По мнению специалистов, нынешнее сотрудничество может привести к тому, что в будущем Nissan станет акционером Renault. Такой вариант предусматривался альянсом с самого начала; по свидетельству осведомленных источников, его одобряет председатель совета директоров Renault Луи Швейцер.

Представители компаний отказались давать подробные комментарии относительно условий сделки. Пока не известно, какие доли будут иметь Nissan и Renault в новой компании. Однако, как ожидается, Nissan получит возможность оказывать большее влияние на принятие стратегических решений, чем в настоящее время. Из Токио давно раздаются голоса, требующие сделать сотрудничество компаний более сбалансированным.

Новая структура должна значительно упростить процедуру принятия решений, сегодня отнимающую у компаний слишком много времени. Отныне руководители компаний получат полномочия прекращать длительные дискуссии и принимать волевое решение самостоятельно на законном основании. По словам одного из сотрудников, осведомленных о ситуации, зонтичная компания будет создаваться на основе уже существующего комитета по сотрудничеству Nissan и Renault. В комитете работают 12 директоров (по шесть от каждой компании), их задача - контролировать сферы кооперации двух компаний.

После создания зонтичной компании Renault и Nissan будут продолжать проводить операции независимо друг от друга; новая компания не будет осуществлять функции управления для обеих групп. Она сосредоточится на организации и развитии общих компонентов работы Renault и Nissan. В целях сокращения расходов компании планируют в перспективе использовать в производстве значительной части своих моделей 10 платформ и восемь семейств двигателей. Проект должен быть реализован к 2010 г. На тот момент, когда Renault начала контролировать японскую компанию, Nissan одна использовала большее количество платформ.

Первые плоды зонтичного сотрудничества должны появиться в следующем году: одна из моделей Nissan будет выпускаться на платформе, которую Renault начнет использовать только в 2003 г. Однако решения по поводу платформ и двигателей неотделимы от инвестиций.

В ведении зонтичной компании также будут находиться совместные операции Renault и Nissan, в частности закупки комплектующих, ведущиеся совместно с нынешнего года.

Renault и Nissan не хотели объединяться по модели DaimlerChrysler, желая сохранить независимость каждой компании. Объединение было бы затруднительно также из-за того, что Nissan имеет гораздо большую рыночную капитализацию, чем спасшая ее Renault. (WSJ, 15. 10. 2001)