Рождество началось раньше срока
В США началась грандиозная распродажа всего и вся: рождественский сезон в этом году наступил на два месяца раньше обычного. В результате сентябрьских терактов компании, торгующие товарами со скидкой, резко повысили свои продажи, в то время как обыкновенные магазины переживают значительный спад активности.
Цена пары коньков, которые обычно стоят $130, скоро опустится в SamХs Club (сеть магазинов дешевых товаров, подразделение Wal-Mart Stores) ниже $65. Syms предлагает шерстяные брюки Brooks Brothers всего за $39,99. Burlington Coat Factory распродает шерстяные костюмы за $169,98, в то время как их начальная цена составляла $450.
После терактов компании розничной торговли стали отменять заказы и переносить сроки новых поставок. В результате начался бум торговли со скидкой. Немедленно после 11 сентября розничные компании, такие как Neiman Marcus Group, Saks и Federated Department Stores, зафиксировали значительное падение объемов продаж товаров за полную цену, особенно в магазинах, расположенных на Манхэттене.
Burlington Coat Factory Warehouse - сеть из 302 магазинов, торгующих со скидкой, - свидетельствует об увеличении на 30% объема предложений от торговых компаний. По свидетельству Syms (45 магазинов, торгующих дешевой одеждой), торговые компании распродают товары по ценам на 10% ниже, чем несколько недель назад. Nordstrom в конце сентября объявила беспрецедентную распродажу: некоторые товары стоят на 33 - 60% дешевле.
Компаниям, торгующим за полную цену, таким как MacyХs (подразделение Federated) или FoleyХs (подразделение May Department Stores), надо быть готовыми к рождественской войне цен: пора агрессивного маркетинга и резкой уценки началась раньше срока, и теперь этот "аукцион наоборот" не прекратится до самого конца сезона. "Это будет самое распродажное Рождество в истории", - предсказывает Бритт Бимер, основатель и председатель совета директоров AmericaХs Research Group. В начале 1990-х гг., во время последней рецессии, большинство компаний дожидались первого уик-энда декабря, чтобы начать сбрасывать цены. В этом году Бимер советует приступить к распродаже уже к Дню благодарения (четвертый четверг ноября). Розничные скидки помогают производителям поддержать уровень продаж, однако репутация солидных брэндов может от этого пострадать. На сайте Overstock.com (overstock.com) недавно появились высококлассные модели часов от дистрибьютора, столкнувшегося с отменой заказов. Например, мужские часы Esperanza компании Movado выставлены за $585,99, тогда как нормальная для них цена - $975. Директор производственного отдела Movado Group Рик Коут не знает, как эти часы появились в прайс-листах сайта, но в любом случае он уверен, что для репутации компании невыгодно, когда ее продукция продается по слишком низкой цене. Та же Overstock.com приобрела почти 1500 компьютеров Hewlett-Packard по цене на 20% ниже обычной. "Мы получаем выгодные предложения от людей, о которых раньше даже не слышали", - признается генеральный директор Overstock.com Патрик Берн. Недавно компания выгодно приобрела тысячи экземпляров часов Citizen. "Не думаю, что до терактов мы смогли бы их купить, - говорит Берн. - Теперь дистрибьюторы нервничают, сидя на мешках с товаром".
Затруднительное положение, в которое попала розничная торговля, оказалось выгодно покупателям. Том Гримм, генеральный директор SamХs Club, ссылаясь на аналитиков, объясняет, что экономические трудности открыли рядовому покупателю доступ к большому количеству разнообразных брэндов. Люди с удовольствием приобретают вещи по сниженным ценам задолго до сезона рождественских распродаж, тем более что сейчас со скидкой идут товары, которые обычно не подвергаются уценке. (WSJ, 8. 10. 2001)