ГАЗ опять взялся за "Волгу"
Горьковский автозавод, похоже, решил не хоронить идею массового производства новых "Волг" ГАЗ-3111. По крайней мере эта машина, а также ее более прогрессивные разновидности, внесены в 10-летний план развития компании, обсуждавшийся в прошлую пятницу. Суждено ли новой "Волге" выйти в серию или масштабная программа ГАЗа - всего лишь знак чиновникам, именно сейчас решающим вопрос о повышении пошлин на подержанные иномарки, станет известно в ближайшее время.
Еще недавно новые управленцы ГАЗа, назначенные холдингом "Сибирский алюминий", заявляли, что проект выпуска новой "Волги" убыточен, и планировали производство модели лишь ограниченным тиражом для нужд государственных ведомств. Однако в проекте развития завода на ближайшие 10 лет, который был рассмотрен на заседании комитета по стратегии развития ОАО "ГАЗ" в минувшую пятницу, новой "Волге" уготована совершенно иная судьба. По данным "Ведомостей", в рамках программы планируется до 2005 г. освоить серийное производство ГАЗ-3111, а в период 2008 - 2012 гг. наладить выпуск переднеприводной ГАЗ-3103 и полноприводной ГАЗ-3104.
"ГАЗ-3110 - вчерашний день, и у завода нет особого выбора", - считает Николай Сорокин, начальник департамента развития и реструктуризации машиностроительного комплекса Минпромнауки. Аналитики, правда, не исключают, что проект программы стратегического развития завода, предусматривающий запуск новой "Волги" ГАЗ-3111 в серию, появился в ответ на забуксовавшую в правительстве идею увеличения пошлин на ввоз подержанных иномарок. Известно, что на встрече с автопроизводителями президент Владимир Путин обещал им господдержку при условии производства качественной и современной продукции.
На заводе комментировать проект программы отказываются. По словам пресс-секретаря ГАЗа Максима Ремчукова, программа обретет окончательный вид к концу года. Тогда же станет известно об объемах и источниках финансирования. Неофициальные источники на заводе говорят о "сотнях миллионах долларов", которые потребует программа. Причем один из участников заседания комитета по стратегии развития ГАЗа сказал "Ведомостям", что одним из источников финансирования программы завода сейчас рассматривается госбюджет. "Государство готово поддерживать отечественную автопромышленность, - говорит Сорокин. - Но представители ГАЗа не смогли экономически обосновать запуск ГАЗ-3111 в серию. Мы взяли тайм-аут для детального изучения проекта".
Ранее только вывод производства ГАЗ-3111 на проектную мощность (100 000 автомобилей в год) оценивался в 1 млрд руб. На сегодняшний день в комплекс по сборке этой модели инвестировано $135 млн. В этом году завод выпускает по 50 ГАЗ-3111 ежемесячно. Машина продается в московской рознице по цене от $16 000, и, по отзывам продавцов, с такой ценой рынок ее не принимает.
По мнению Юлии Ждановой, аналитика инвестиционной компании UFG, для запуска ГАЗ-3111 в серию и, соответственно, снижения ее себестоимости "сотен миллионов долларов" не потребуется, можно обойтись десятками. "Капитальные инвестиции уже сделаны, - говорит она. - Мощности для годового производства в 10 000 машин у завода уже имеются. А это именно тот объем, при котором розничная цена планировалась на уровне $10 000 - 11 000".
Сегодня перспективы новой машины на рынке туманны. По словам Юрия Кузьмина, начальника отдела маркетинга компании "Автомир", обсуждать их сейчас, когда нет полноценного серийного производства, преждевременно.
Руководство завода надеется на стабильные продажи своих автомобилей российским федеральным ведомствам. Однако чиновники относятся к "Волгам" настороженно, и заведующие госгаражей предпочитают эксплуатировать автомобили иностранного производства. "Качество "Волг" не соответствует мировому уровню, - говорит Виктор Хреков, пресс-секретарь Управления делами администрации президента. - И исходя из эксплуатационных затрат закупать иномарки сейчас экономически выгоднее". В этом году парк Управления делами администрации президента пополняют BMW калининградской сборки.
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ИДЕИ.
Модель ГАЗ-3103, которую планируется запустить в серию в 2008 - 2012 гг., была разработана в середине 90-х гг. и должна была заменить на конвейере устаревающую "Волгу" (ГАЗ-3102). Однако запустить автомобиль в массовое производство завод не сумел, и было решено сконцентрироваться на запуске менее продвинутой в техническом отношении ГАЗ-3111, которая имела классический привод на задние колеса и рессорную заднюю подвеску. ГАЗ-3111 разрабатывалась совместно с американской компанией Venture Industries. Концепция ее производства была утверждена техническим советом ГАЗа весной 1997 г.
ГАЗ-3103 имеет передний привод и независимую подвеску задних колес на косых рычагах. В версии ГАЗ-3104 предусматривается полный привод. Предполагается, что стоимость машины составит $15 000.