Ars brevis
НЬЮ-ЙОРК, ЛОНДОН - Рухнувшие небоскребы Всемирного торгового центра погребли под собой шедевры мирового искусства, в том числе скульптуры и рисунки Огюста Родена и гобелен Жоана Миро.
Искусствовед Дитрих фон Франк, президент и генеральный директор страховой компании Axa Art Insurance Corporation, утверждает, что предварительные оценки ущерба, связанного с утратой произведений искусства (эксперты называют сумму приблизительно в $10 млн), занижены минимум на порядок. Эта компания, специализирущаяся на страховании предметов коллекционирования и произведений искусства, уже отложила $20 млн для страховых выплат только за три корпоративные коллекции, которые были выставлены в зданиях центра.
Прошло еще слишком мало времени, и составить полный список произведений искусства, находившихся в небоскребах и в расположенных неподалеку зданиях на момент проведения теракта, не представляется возможным. Хотя некоторые потери известны уже сейчас. Бесценные статуэтки и рисунки Родена, приобретенные основателем компании по торговле облигациями Cantor Fitzgerald Джералдом Кантором и его супругой Айрис, были выставлены в офисах компании, расположенных в одном из небоскребов. Невосполнимая утрата - гобелен, созданный в 1974 г. Жоаном Миро специально по заказу WTC. "Произведение искусства, заказанное специально для Всемирного торгового центра, является символом, - говорит фон Франк. - Равным же образом символами были и сами небоскребы Всемирного торгового центра".
Среди потерь 7-метровая скульптура французского мастера Александра Кальдера, сделанная в 1971 г. В фойе рухнувшего небоскреба была выставлена живописная работа Роя Лихтенштейна из его серии Entablature, созданной в 1970-е гг. Спасатели обнаружили показавшуюся из развалин верхнюю часть другой работы Лихтенштейна - 10-метровой скульптуры под названием Modern Head.
Страховые выплаты, на которые могут претендовать большинство владельцев, вряд ли в полной мере компенсируют понесенный ими ущерб. Как правило, коллекция стоимостью, например, $10 млн страховалась на $5 млн, так как вероятность того, что коллекционер лишится всей коллекции разом, всегда была ничтожно мала.
Страховым компаниям потребуется время, чтобы точно оценить размеры ущерба. Произведения искусства часто перемещаются из одного места в другое, причем некоторые шедевры на время оказываются в банковских хранилищах. Страховой менеджер Axa Art в Лондоне Дэвид Скалли утверждает, что во Всемирном торговом центре находилось значительно меньше произведений искусства, чем в других зданиях на Уолл-стрит. Отчасти это объяснялось архитектурой небоскребов - внутри зданий было мало перегородок, на которые можно было бы вешать картины, а отчасти тем, что в башнях располагались главным образом рабочие офисы, а не представительские помещения.
После 11 сентября страховые компании вынуждены пересмотреть свою политику с учетом возможности проведения террористических актов. Не станет исключением и страхование предметов искусства. В этой области страхового бизнеса ожидается скорое и устойчивое повышение страховых тарифов, обусловленное новой реальностью - террористическими актами в особо крупных размерах. (FT, 5. 10. 2001)