КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: Звездная болезнь Palm


Казалось, что производитель карманных компьютеров Palm, один из лидеров в области высоких технологий, сможет выдержать нынешний спад. Однако сегодня ясно, что компания стала еще одним примером того, как трудно сейчас выживать в технобизнесе.

Даже в период общего спада в своем секторе Palm продолжила придерживаться стратегии, навязанной всем участникам рынка быстрыми темпами роста 90-х г.: быстрее запускай новинки и не слишком думай о последствиях.

Когда в марте текущего года Palm впервые ощутила спад объема продаж, руководство компании решило, что эту "болезнь" можно вылечить быстрым выпуском на рынок новой модели карманного компьютера. "Можем ли мы выпустить модельный ряд m500 в течение двух недель? " - спросил генеральный директор Palm Карл Янковски у своих коллег. И получил единодушный ответ: "Можем".

Palm представил новинку в конце марта на выставке CeBIT. Как и ожидалось, спад продаж существующих устройств ускорился, поскольку покупатели решили подождать новой модели. Но тут возникла проблема: m500 через две недели не появилась. Palm смогла начать крупные поставки новинки лишь в мае, больше чем через шесть недель после официального представления. И перед Palm, с ее замедляющимися продажами и забитыми складами, уже маячит перспектива убытка и списания части непроданного товара. Падение котировок акций компании перечеркнуло ее планы по поглощению провайдера услуг беспроводной связи Extended Systems. Буквально в одно мгновение один из лидеров индустрии превратился в нерентабельную компанию с обесценившимися акциями (с прошлого ноября котировки упали на 95%). Palm сократила 250 рабочих мест, приостановила строительство новой штаб-квартиры и даже отказала сотрудникам в бесплатной газировке. Вряд ли можно было бы придумать худшее время для кризиса в Palm, учитывая, что ее основной конкурент на рынке программного обеспечения для карманных компьютеров - гигант Microsoft - буквально наступает ей на пятки. Хотя операционная система Microsoft под названием Pocket PC до сих пор была не слишком популярной, история показывает, что Microsoft в конце концов добивается первых позиций на тех рынках, в которые серьезно вкладывается. Сегодня такой точкой роста Microsoft считает рынок программного обеспечения для карманных компьютеров. По словам представителей компании, бюджет исследований в секторе переносных и беспроводных устройств составляет $300 млн. Только одна разработка Microsoft - игровая приставка Xbox - потребовала более внушительных затрат. На прошлой неделе Microsoft представила новую операционную систему для карманных компьютеров под кодовым названием Melin (официально новинка называется Pocket PC 2002). Ожидается, что устанавливать новую систему на свои карманные компьютеры будут партнеры Microsoft - производители компьютеров такие, как Hewlett-Packard и Compaq Computer.

По данным интернет-компании Handango, продающей программное обеспечение для карманных компьютеров корпоративным клиентам, около 40% потенциальных покупателей спрашивают систему Pocket PC (в прошлом году из было только 30%). В то же время системой Palm интересуются всего около 20% покупателей.

Руководство Palm, первоначально сетовавшее на все неприятности компании из-за общего замедления темпов роста в экономике, теперь признает часть вины. Спохватившись, Palm теперь предпринимает шаги для стабилизации своего бизнеса: компания наняла новых топ-менеджеров и проводит реструктуризацию. Цены на старые модели были сильно снижены.

В результате падение объемов продаж приостановилось. "Мы поднимемся снова", - говорит Янковски. (WSJ, 7. 09. 2001)