Секреты самой безопасной авиакомпании
ТЕЛЬ-АВИВ - Через несколько часов после того, как самолеты врезались в здания WTC и Пентагона, начали раздаваться звонки в кабинете Давида Гермеша, президента El Al Israel Airlines. Перевозчики со всего земного шара просили совета у руководителя самой безопасной в мире авиакомпании.
Несколько дней спустя именно El Al стала первой компанией, которой было разрешено провести международный рейс из Нью-Йорка. За 30 с лишним лет борьбы с авиатерроризмом El Al разработала чрезвычайно эффективную систему безопасности, основанную на сочетании высоких технологий и интуиции тренированных сотрудников. El Al начала пользоваться услугами секретных охранников, сопровождающих лайнеры, после того как в 1968 г. террористам в первый (и до сих пор последний) раз удалось угнать самолет компании. Сегодня каждый рейс El Al сопровождают один или два вооруженных охранника в штатском. На лайнерах El Al кабина отделена от пассажирского салона дверью особой конструкции со специальным замком, иногда - двойной, так что из пассажирского салона никогда нельзя увидеть, что делается в кабине. По рассказам бывших служащих компании, пилоты получают инструкцию не открывать эти двери в опасных ситуациях. Благодаря этим мерам предосторожности в 1970 г., когда палестинские террористы попытались угнать пять самолетов, только экипажу El Al удалось обезвредить преступников в воздухе. Капитан Ури Бар-Лев тогда не подчинился требованию открыть двери кабины, несмотря на то что в салоне лежал раненый стюард, а преступники держали пистолет у головы стюардессы и угрожали взорвать гранаты. Беспрецедентные меры предосторожности предпринимаются еще на земле. Компания пользуется сканирующими устройствами, которые обходятся ей в миллионны долларов: эти аппараты позволяют проводить послойный анализ багажа пассажиров по принципу компьютерной томографии. Кроме того, вещи пассажиров помещаются в специальную декомпрессионную камеру, чтобы бомба, если таковую не удалось обнаружить в процессе предшествующей проверки, не взорвалась в полете: в безвоздушном пространстве взрывная волна не распространяется и не происходит мгновенного взаимодействия с кислородом, необходимого для взрыва. Помимо технологий израильтянам помогает психология. Ключевым пунктом системы безопасности El Al считается интервью. Задолго до прибытия пассажиров в аэропорт сотрудники безопасности компании анализируют списки пассажиров, обращая внимание на имена, время заказа билетов и способ оплаты. Это первый критерий, исходя из которого можно определить группу риска. Затем интервьюеры (обычно студенты израильских университетов) проводят с пассажирами интервью по специально заготовленной схеме, которое также позволяет выявить подозрительных пассажиров.
"Подозрительные" пассажиры делятся на несколько типов, начиная от "наивного", который может провозить бомбу, не подозревая об этом (именно это случилось в 1968 г., когда бомба оказалась у беременной ирландки), и кончая преступниками, сознательно планирующими теракт. Собеседование может проводиться в довольно агрессивном тоне: сотрудники El Al отслеживают реакцию пассажира на тот или иной вопрос и фактические нестыковки в его ответах. Методы El Al могут восприниматься как дискриминация: например, палестинцев, как правило, расспрашивают с пристрастием. Но факты налицо: сегодня, в то время как ведущие авиаперевозчики мира сокращают операции и увольняют сотрудников, El Al переживает подъем - чтобы удовлетворить возросший спрос, компании пришлось приобрести дополнительно три самолета. (WSJ, 26. 09. 2001).
ДВЕРИ НА ЗАСОВЫ.
Федеральная рабочая группа, разрабатывающая новые правила безопасности для авиакомпаний США, в качестве первоочередных мер готова предложить оборудовать дверь кабины пилотов специальными металлическими засовами, запирающимися на ключ, сообщают источники, знакомые с работой группы. В будущем от авиапроизводителей потребуют модифицировать эту дверь, зачастую довольно непрочную. Это, однако, непростая задача. Дверь должна быть спроектирована таким образом, чтобы через нее проходил воздух: в случае разгерметизации в кабине или пассажирском салоне давление в них должно выравниваться, чтобы дверь не вышибло из-за перепада давления. Кроме того, дверь не делают массивной, чтобы можно было без труда попасть из кабины в салон (или обратно) в случае возникновения аварийной ситуации. Рабочая группа пока не определилась, разрешить ли пилотам иметь оружие. В узком пространстве кабины перестрелка может привести к попаданию пуль в приборы или падению тел на рычаги управления.