США есть чему поучиться у Франции
ПАРИЖ - Властям Соединенных Штатов, активно занятым усовершенствованием системы защиты от террористов, есть чему поучиться у французов с их опытом контртеррористической борьбы.
Франции приходится противостоять внутреннему врагу в лице арабских и мусульманских экстремистов уже 30 лет. За это время были выработаны уникальные средства и методы, благодаря которым Франция оказалась одной из немногих крупных стран Запада, не ставших ареной для подготовки недавнего теракта в США. Скажем, в Германии сейчас обнаружены следы деятельности многочисленных террористических ячеек, участвовавших в планировании атак на WTC и Пентагон. Во Франции таких следов нет.
Ядром французской системы является особое контртеррористическое подразделение в рамках парижской прокуратуры. Оно тесно сотрудничает с аналогичным подразделением французской полиции и спецслужбой DST, аналогом американской ФБР.
Контртеррористическое подразделение, состоящее из четырех прокуроров и четырех судей, было создано после серии кровавых терактов в Париже в 1985 - 1986 гг. (позднее выяснилось, что эти теракты осуществлены активистами из ливанской группы Хезболла, поддерживаемой иранским режимом). Входящие в подразделение прокуроры наделены особыми полномочиями, включая право самостоятельно подписывать ордера на обыск, использовать подслушивающие устройства и задерживать подозреваемых на срок до 96 часов, причем не предоставляя подозреваемому в течение первых суток задержания возможности напрямую контактировать с адвокатом. Прокуроры также обладают полномочиями проводить расследования национального или даже международного масштаба.
Двое из четырех прокуроров - Жан-Луи Брюгьер и Жан-Франсуа Рикар - специализируются на борьбе с мусульманским терроризмом. Брюгьер, самая колоритная фигура в этом коллективе, известен своими грубыми манерами и агрессивными методами работы. Среди коллег он известен под прозвищами Адмирал и Ковбой. Он передвигается только в сопровождении телохранителей и не расстается с револьвером. 357 Magnum.
Американские силовики однажды воспользовались помощью Брюгьера, расследуя громкое дело о теракте. Адмирал выступил в качестве свидетеля-эксперта на суде над алжирцем Ахмедом Рессамом, арестованным в 1999 г. за попытку незаконно провезти взрывчатку из Канады в США. Суд признал Рессама виновным в участии в заговоре с целью организовать взрывы в США во время празднования Нового года.
Брюгьер и его коллеги продемонстрировали действенность своих методов в 1995 г., когда Париж захлестнула новая волна взрывов - алжирская террористическая организация Вооруженная исламская группа (GIA) таким образом решила наказать Францию за поддержку правительства Алжира. Тогда в результате терактов 10 человек погибли и около 200 были ранены, но Брюгьеру и Рикару всего за несколько месяцев удалось обезвредить сеть GIA.
С тех пор этот дуэт неоднократно раскрывал заговоры исламских террористов, включая запланированный GIA взрыв на крупнейшем парижском стадионе во время розыгрыша Кубка мира в 1998 г. В минувшую пятницу Брюгьер и Рикар провели очередную операцию. На рассвете по их приказу в пригородах Парижа были проведены полицейские облавы, позволившие арестовать семерых человек, подозреваемых в подготовке терактов против американских учреждений в Европе. Правда, эти люди не связаны с 19 террористами, обвиняемыми в нападении на США 11 сентября.
Ролан Жакар, эксперт по терроризму и консультант Совета безопасности ООН по вопросам терроризма, считает, что успешность французских силовиков объясняется тем, что они стремятся всегда быть на шаг впереди террористов. Так, DST широко практикует засылку тайных агентов в мечети с целью их внедрения в круги исламских экстремистов. Превентивные меры со стороны прокуратуры и DST сочетаются с масштабной программой обеспечения безопасности, разработанной французским правительством после взрывов 1995 г. Эта программа, получившая название Vigipirate, предусматривает возможность быстрого усиления мер безопасности на вокзалах, в аэропортах и других местах массового скопления людей в случае угрозы теракта. В течение нескольких часов после атак на WTC и Пентагон по всей территории Франции были развернуты подразделения из 5000 вооруженных до зубов полицейских и военных. С тех пор сотрудники силовых структур стали буквально вездесущими, особенно в столице.
Сталкивалась Франция и с захватом заложников, и с угоном самолетов. В 1994 г. четверо боевиков GIA захватили авиалайнер, летевший из Алжира во Францию. Когда самолет совершил вынужденную посадку в Марселе для дозаправки, отряд коммандос из полицейского спецподразделения GIGN штурмовал его и уничтожил всех угонщиков, не дав им возможности причинить пассажирам какой-либо вред. Позднее выяснилось, что террористы планировали выступить в роли камикадзе и взорвать лайнер над Эйфелевой башней, совершив кровавое преступление наподобие того, которое было совершено 11 сентября в США. (WSJ, 24. 09. 2001)