Спасти авиалинии
Правительства по всему миру предпринимают попытки разными способами спасти своих национальных авиаперевозчиков, оказавшихся в критической ситуации после террористических акций в Соединенных Штатах 11 сентября. Внезапно возросшие суммы страховых выплат грозят многим авиакомпаниям банкротством.
Президент Соединенных Штатов Джордж Буш в субботу распорядился выделить американской индустрии авиаперевозок помощь на $15 млрд. В эту сумму входят $5 в виде субсидий, которые будут предоставлены в краткосрочной перспективе с целью компенсировать недавние убытки авиалиний: в течение нескольких дней после терактов пассажирские самолеты по распоряжению правительства не поднимались в воздух. Кроме того, в выделенную сумму входят $10 млрд в виде гарантий по кредитам, предназначенные для компаний, которым угрожает банкротство. Эта мера предпринята с учетом увеличившихся страховых выплат, резкого падения спроса на билеты, а также расходов на дополнительные меры безопасности. Министры финансов Европейского союза провели совещание в бельгийском городе Льеже, на котором договорились оказывать помощь европейским перевозчикам. После трагедии 11 сентября в тяжелом положении оказались многие компании, включая British Airways, KLM, Virgin Atlantic и Swissair. Теракты в США нанесли удар по страховым компаниям, которые теперь собираются ограничить размер страхового возмещения третьей стороне, пострадавшей в результате падения пассажирского самолета, до $50 млн в расчете на один самолет. Это ставит многих перевозчиков в критическое положение: по правилам, принятым в большинстве крупных аэропортов, размер страхового возмещения третьей стороне в случае войны или теракта превышал накануне американских событий $1 млрд.
Впрочем, помощь европейских правительств будет по большей части не материальной - поддержка будет осуществляться в основном путем временного смягчения регулирующих норм, касающихся работы авиалиний. "Мы гарантируем, что ущерб, который могут причинить военные действия или террористические акции, должен быть возмещен, - заявил Дидье Рейндерс, министр финансов Бельгии - страны, председательствующей в ЕС. - Предлагаемое нами решение будет действовать в течение месяца. По истечении этого срока мы вернемся к рыночным механизмам. Мы не хотим оказывать такую помощь, которая входила бы в противоречие с правилами ЕС, запрещающими государственные субсидии". Но правительство Швейцарии намерено выкупить своего национального перевозчика Swissair, оказавшегося на грани банкротства. Президент Швейцарии Мориц Леенбергер, министр финансов Каспар Виллигер и глава совета директоров Swissair Марио Корти провели в субботу экстренную встречу, на которой обсуждали пути спасения компании. (WSJ, 24. 09. 2001)