"Крестовый поход" и "священная война"


Эти слова впервые прозвучали в воскресенье, 15 сентября, когда президент Джордж Буш, призывая избавить мир от зла, присовокупил: "Этот крестовый поход, эта война с терроризмом потребуют времени". Строго говоря, крестовые походы - это почти тысячелетней давности война, которую вели христиане ради освобождения Святой Земли от мусульман.

Большинством мусульман во всем мире эти слова были восприняты как угроза вторжения с Запада с целью поработить народ и истребить ислам. Позднее представитель Белого дома постарался загладить неловкое впечатление и пояснил, что президент имел в виду крестовый поход "в широком смысле, в переносном значении". Первое слово дороже второго.

Выступая во вторник в Конгрессе, сам Буш поспешил оговориться, что "враг Америки - не наши многочисленные друзья-мусульмане, не наши многочисленные друзья-арабы; наш враг - сеть радикалов-террористов, а также всякое государство, оказывающее им поддержку". Но первое слово дороже второго. Многие мусульмане теперь с тревогой ожидают, что объявленная Соединенными Штатами война с терроризмом на деле окажется войной против них. "Мы переживаем переломный момент в истории, - говорит Муктедар Хан, глава отделения международных исследований в колледже Адриана, штат Мичиган. - Если вашингтонский удар по терроризму будет воспринят как тотальная атака на ислам, то даже самые умеренные мусульмане станут радикалами и антиамериканцами". Голос Средневековья.

Ответ Вашингтона на террористические атаки, несомненно, окажет влияние на основное противостояние внутри мусульманского общества - борьбу между религиозным фанатизмом и умеренной формой ислама. Эта борьба идет, то разгораясь, то затихая, начиная с раннего Средневековья. Она вспыхнула с новой остротой 200 лет назад, когда христианские государства начали широкомасштабное завоевание исламских территорий.

Некоторые мусульмане исповедовали "модернизм", выступали за скорейшее принятие западных технологий, что дало бы возможность сражаться с противником его же оружием. Однако несгибаемые исламисты неизменно оказывали им сопротивление. Реакционное духовенство, например, на протяжении почти трех столетий препятствовало появлению печатного станка в большинстве исламских стран.

С точки зрения фундаменталистов, традиция и религиозное единство - единственный путь противостоять угрозе извне. Именно это движение вскормило современных фанатиков вроде Усамы бен Ладена, который всеми силами противодействует любому влиянию со стороны немусульманского мира, в частности военному присутствию Соединенных Штатов в Саудовской Аравии, где расположены знаменитые исламские святыни.

Джихад сегодня.

После того как усилиями европейских колонизаторов прекратили свое существование некогда великие исламские империи - Османская империя (Турция), империя Каджаров (Иран), империя Великих Моголов (Индия), - мусульмане стали воспринимать свои государства как находящиеся в осаде. Это ощущение усилилось в ХХ в., когда западные правители создавали на территории исламского мира целые государства одним росчерком пера. Ветвь ислама, исповедующая идею джихада - священной войны против немусульман, так или иначе получает поддержку во всех слоях мусульманского общества. Джихад является выражением бытующих в мусульманском мире настроений, представители которых утверждают, что Израиль и Запад хотят ослабить ислам, отнять у него силу.

Более того, в число злейших врагов западного мира сегодня входят люди, которые знают его не понаслышке: это молодые мусульмане, которые получили образование в европейских и американских учебных заведениях и вернулись такими же фанатиками, только вооруженными новым знанием. "Это любопытное явление - молодые люди, которые возвращаются из-за границы бородатые, в долгополой одежде и исповедующие фундаментализм в самых крайних формах, - говорит Халед аль-Хатер, инженер из Катара. - За океаном они связываются с тамошними исламистскими группировками, набираются экстремистских идей и возвращаются домой с убеждением, что именно этот путь разрешит все проблемы их страны. Большинство не доходит до экстремизма бен Ладена, но некоторые восхищаются тем, что он взорвал-таки Пентагон". Многие мусульмане считают внешнюю политику США лицемерной: с их точки зрения, на словах защищая демократические ценности и права человека, она нарушает те же самые права в мусульманских странах. "Это не столкновение цивилизаций - столкновение идет по поводу американской внешней политики, - считает Джон Эспозито, директор Центра взаимопонимания между мусульманами и христианами в Джорджтаунском университете. - Политические обиды питают антиамериканизм. Война с терроризмом, которая не учитывает этих обид, не сможет изменить мнения людей об Америке". (WSJ, 21. 09. 2001)