Скупой рыцарь бен Ладен
Власти множества стран сейчас спешно замораживают банковские счета Усамы бен Ладена, пытаясь лишить его организацию источников финансирования. Однако при этом упускается из виду одно печальное обстоятельство: для осуществления терактов большие деньги не нужны. Террористы - люди аскетичные, показывает расследование журналистов The Wall Street Journal.
Попытки блокировать активы бен Ладена начались не на прошлой неделе. Еще в 1998 г. отдел по контролю за иностранными активами Министерства финансов США внес бен Ладена и организацию Аль-Каида в список субъектов, с которыми запрещено вести бизнес американским банкам и компаниям. Впоследствии в этот список попало и талибское правительство Афганистана. Но меры эти не имели заметного эффекта. Просто дело не в деньгах.
В прессе неоднократно приводились оценки личного состояния бен Ладена, якобы достигающего или даже превышающего $300 млн. Между тем люди, знавшие его лично, утверждают, что эти оценки сильно преувеличены. По оценкам Мухаммада аль-Массари, в свое время помогавшего бен Ладену, а затем эмигрировавшего в Европу, личное состояние бен Ладена составляет от $30 млн до $40 млн. Это деньги, доставшиеся ему в наследство от отца, крупного саудовского бизнесмена, более 20 лет назад. "Он занимается вещами, которые только поглощают деньги, а не приносят их", - говорит аль-Массари. Кроме того, судя по некоторым данным, бизнес бен Ладена управляется крайне плохо.
Что касается разветвленной организации "террориста номер один", она на протяжении многих лет финансировалась самым примитивным образом: с помощью мелкого бизнеса или преступной деятельности. Кроме того, судя по имеющимся следственным материалам и показаниям на судах, приспешники бен Ладена, как правило, практически ничего не получают от него за выполнение его приказов. Причастность бен Ладена к терактам 11 сентября твердо не доказана, однако и здесь преступники действовали по такой же малобюджетной схеме: останавливались в дешевых отелях, торговались по поводу счетов, а по крайней мере один из них жил на деньги родителей.
Активисты возглавляемой бен Ладеном группы Аль-Каида обычно перевозят наличные в чемоданах или переводят деньги маленькими суммами. Эта тактика не изменилась с 1980-х гг., когда исламские боевики воевали с Советской армией.
Разумеется, бен Ладен и его сообщники не пренебрегают и традиционными финансовыми каналами. В Судане, где бен Ладен базировался до переезда в Афганистан в 1996 г., его первой "инвестицией" была покупка земельных участков на $430 000. Деньги он пересылал в банк в Хартуме. Еще $230 000 ушло на покупку подержанного американского грузового самолета C-130 (который впоследствии разбился в пустыне). Однако все это стратегические вложения в создание большой организации. Подготовка и осуществление конкретных операций обходится значительно дешевле. Замораживание счетов и другие предохранительные меры способны затруднить дальнейшее развитие террористических организаций, но тысячи людей уже обучены и готовы к новым терактам.
Им не нужны банки.
По словам Саада аль-Фаги, диссидента из Саудовской Аравии, проживающего в Лондоне, американцы просто не понимают ни само мусульманское сообщество, ни то, как в нем используются деньги. "При организации операции вроде самолетной атаки на американские города речь идет не о миллионах и тем более миллиардах, а всего лишь о нескольких тысячах долларов", - считает аль-Фаги. И действительно, по официальным оценкам, на организацию теракта в WTC в 1993 г. было затрачено менее $10 000. Известно также, как двое из подозреваемых угонщиков "боингов", разбившихся 11 сентября, - Марван аль-Шеххи и Мохамед Атта, - прожили неделю с 26 августа по 9 сентября. Они остановились в дешевом мотеле в городе Дирфилд, платя всего $250 в неделю на двоих, сами стирали свое белье в общей машине, где каждая стирка стоит $1, покупали еду в магазине и готовили в номере. Судя по показаниям владельца фирмы по аренде машин WarrickХs Rent-A-Car, камикадзе старались экономить и на автомобилях: обычно выбирали самые дешевые. Самой большой статьей их расходов были, видимо, уроки в летных школах. Аль-Шеххи заплатил школе Huffman Aviation во Флориде $20 000, а Атта - $18 000.
Сам бен Ладен тоже не бросается деньгами. О том, как он управляет своими операциями, стало известно в ходе процесса над террористами, взрывавшими американские посольства в Кении и Танзании. В Судане, столице Кении Найроби, в Британии и США соратники бен Ладена не брезговали никаким бизнесом, чтобы покрыть свои расходы. Они открывали компании по окраске кож, занимались торговлей драгоценными камнями, выращивали кунжут. Ферма по выращиванию кукурузы и арахиса в Судане выполняла еще и другую функцию - полигона, на котором боевиков учили обращаться с оружием. Если в Афганистан отправлялся самолет, груженный сахаром, назад он возвращался с грузом оружия.
Оружие на верблюдах.
Когда бен Ладен договорился о поставках автоматов Калашникова братской организации "Исламский Джихад" в Египет, он не стал фрахтовать самолеты, корабль или даже грузовик. Вместо этого он купил два каравана по 50 верблюдов, которые и проделали путь в несколько сотен километров из Судана в соседний Египет. Свидетель Джамаль Ахмед аль Фадль показал на уже упоминавшемся суде, что $10 000, которые он переправлял активистам Аль-Каиды в Кению, а затем и $100 000, предназначенные палестинской группировке в Иордане, он просто прятал под одеждой. Аль Фадль и другие помощники бен Ладена обычно не вызывали никаких подозрений, поскольку все секретные задания выполняли под прикрытием вполне легального бизнеса.
Коммерция, благотворительность и насилие были слиты воедино. Еще один член Аль-Каиды, Вади эль Хадж, осужденный за участие во взрывах в Африке, показал, что был командирован в Баку, где ему было велено открыть благотворительную организацию, тайная цель которой - помощь боевикам в Чечне.
Бизнес был для бен Ладена хорошим прикрытием и в Судане, и в других странах. Однако, как следует из материалов суда, больших денег он не приносил. Многие предприятия c трудом держались на плаву. К примеру, дилер по продаже автомобилей в Найроби, которой руководил эль Хадж, обанкротился. В какой-то момент финансовая ситуация стала настолько напряженной, что эль Хадж рассказал о своих затруднениях партнеру в Black Giant, одной из компаний организации Аль-Каида, и добавил, что будет вынужден взять дополнительную работу, чтобы прокормить семью.
К середине 90-х, по показаниям Хусейна Керчту, летчика-стажера, в свое время бывшего сторонником Аль-Каиды, в Судане бизнес шел так плохо, что бен Ладен был вынужден собрать соратников, чтобы обсудить пути выхода из кризиса. Он сократил оклады и свернул несколько предприятий. Позже Керчту обратился в организацию с просьбой оплатить больничный счет его жены на $500. Ему сказали, чтобы он поместил ее в бесплатную мусульманскую клинику.
С этими людьми невозможно бороться так же, как с европейскими или американскими "отмывателями денег ". Западу предстоит курс изучения мусульманских обычаев, часть которого Россия за последние 20 лет уже прошла. (WSJ, 20. 09. 2001)