Трудный выбор Азии


Добрую половину вчерашнего дня президент Владимир Путин провел в консультациях с коллегами по СНГ. Одновременно с этим появлялись заявления среднеазиатских государств по поводу их возможной помощи американским военным. Выяснилось, что только одна из бывших советских республик, граничащих с Афганистаном, безоговорочно готова предоставить свою территорию для сил США - это Узбекистан. Туркменистан готов поддержать американскую операцию только морально, а Таджикистан решит, что делать, если США обратятся к нему за содействием. Остальные среднеазиатские государства настаивают на предварительных консультациях с ООН и Россией.

Прилетев в ночь с субботы на воскресенье из Еревана, президент Путин не долго пробыл в Москве. В понедельник в 8 утра информагентства сообщили, что он прибыл в Сочи, где пробудет несколько дней.

Это не отпуск, утверждают в Кремле, просто президенту так удобнее работать. "Он уехал в том числе и для того, чтобы оценить сложившуюся ситуацию и выработать необходимые решения, - говорит кремлевский чиновник. - Когда кругом суета, приемная полна людьми, взвешенно серьезные вещи обдумать сложно. В Сочи с такими же возможностями телефона, как и в Москве, это делать намного удобнее. Примером может стать понедельник, когда прошли консультации с большинством лидеров стран СНГ. Уже сегодня вечером секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло вылетел в Среднюю Азию для продолжения консультаций".

Интенсивность вчерашнего телефонного общения Путина действительно была высокой. Он переговорил не только с лидерами всех пяти среднеазиатских республик - Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, но и с президентами Украины, Белоруссии и Азербайджана. Со всеми из них он обсуждал ситуацию, сложившуюся после терактов в США, борьбу с международным терроризмом.

Нейтральный Туркменистан, имеющий самую протяженную границу, заявил, что готов поддержать антитеррористическую коалицию, только если ее деятельность будет координироваться ООН. Но и в этом случае, пояснил "Ведомостям" источник в МИД Туркмении, речь может идти прежде всего об информационном и гуманитарном сотрудничестве, а не о размещении иностранных вооруженных группировок.

Глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов в интервью газете The Washington Post заявил, что его страна готова предоставить США свою территорию и воздушное пространство для ударов по талибам. Он не исключил возможности присутствия американских войск на территории Узбекистана.

Позиция Таджикистана, афганскую границу которого охраняет российская 201-я дивизия, сложно не назвать двусмысленной. В воскресенье начальник департамента информации таджикского МИД Игорь Саттаров решительно опроверг сообщения о готовности Душанбе предоставить таджикскую территорию войскам США. Но уже в понедельник он заявил о готовности Таджикистана сотрудничать с США в борьбе с терроризмом, заметив, что по вопросу о размещении воинского контингента "от американской стороны до настоящего времени не последовало соответствующего обращения".

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев публично поддержал "любые меры мирового сообщества, и прежде всего США, в борьбе с терроризмом", цитирует его слова "Интерфакс", однако при этом заявил, что любым антитеррористическим акциям должны "предшествовать принятые на Совете Безопасности ООН специальные резолюции". В пресс-службе посольства Казахстана в Москве "Ведомостям" сообщили, что руководство республики занимает в этом вопросе близкую к российской позицию.

"Скорее всего никто из них не пустит американцев на свою территорию, - говорит Леонид Медведко, ведущий научный сотрудник институтов востоковедения и военной истории Минобороны РФ. - Минусов в их отношениях с мусульманским миром и с Россией будет намного больше, чем плюсов". Что касается маневренности Узбекистана, она вызвана тем, что он традиционно не был так тесно связан с Россией, в частности входил в проамериканское объединение ГУУАМ, отмечает Медведко.

Нельзя утверждать, что среднеазиатские республики предоставят свои аэродромы американцам, соглашается с ним Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике. По его словам, несогласие с Россией опасно для среднеазиатских республик, поскольку она является их единственным гарантом безопасности. "У республик существует реальное опасение быть втянутыми в конфликт, не имея средств защиты", - говорит Караганов.

Впрочем, пока заявления ближайших соседей России практического значения не имеют. Да и собственно у России США еще не просили разрешения использовать российские базы на территории стран СНГ - старший замгоссекретаря США Джон Болтон назвал это вчера "преждевременным вопросом".