Практикум по лоббизму


Прошлым летом Филип Аншуц, председатель совета директоров Qwest Communications International, хотел потопить законопроект, который мог бы закрыть его компании дорогу на зарубежные рынки. Однако инвестор-миллионер решил действовать без огласки. В этом ему помог президент Торговой палаты США Томас Донохью. Рассчитывая, что Qwest в качестве спонсора перечислит палате $1 млн, Донохью предложил, чтобы отклонение законопроекта пролоббировало его ведомство. Это не первый раз, когда Донохью помог компании и ее руководителю выйти из затруднительного положения. Предлагая специализированные услуги компаниям-донорам, 62-летний глава Торговой палаты изменил сам подход ведущей национальной бизнес-организации к бизнесу. За четыре года пребывания на этом посту Донохью удалось более чем вдвое увеличить приток спонсорских средств, годовой объем которых составляет теперь $100 млн. Его самым заметным новшеством стало предоставление отдельным компаниям и секторам шанса использовать влияние палаты для анонимного достижения их политических целей. Специальные проекты.

Документы для внутреннего пользования, с которыми удалось ознакомиться The Wall Street Journal, свидетельствуют о том, что палата открыла несколько специальных счетов, на которые перечисляли деньги отдельные компании или преследующие общую цель группы компаний, от лица которых действовала палата. В некоторых случаях деньги расходовались уже через несколько дней после поступления на счет. Как многие некоммерческие организации, Торговая палата не обязана сообщать об источниках своего финансирования, что чрезвычайно удобно для таких руководителей, как Аншуц.

Донохью говорит, что специальные проекты Торговой палаты полностью согласуются с задачами его организации, которые заключаются в содействии развитию американского бизнеса и не противоречат интересам ни одной из 150 000 компаний, платящих членские взносы. "Палата не продается", - говорит Донохью, добавляя, однако, что постоянно предлагает компаниям услуги по лоббированию и помощь в юридических вопросах. Анонимность на пользу бизнесу.

Многие компании эти услуги покупают. Прошлой осенью, например, Wal-Mart Stores, DaimlerChrysler, Home Depot и Американский совет страхования жизни перечислили палате по $1 млн на реализацию одного из специальных проектов. Это была рекламная кампания, включавшая телевизионные ролики и прямую рассылку; ее целью было добиться выбора судей, лояльных бизнесу. Все спонсоры выступали ответчиками по искам на крупные суммы - и кампания Торговой палаты помогла им нанести ответный удар, не раскрывая себя. Кроме того, палата отвлекла от компаний внимание обвинителей, которые, со своей стороны, тратили миллионы на поддержку кандидатур судей, лояльных истцам. "Мы всегда ищем возможность снизить расходы и помочь нашим клиентам сэкономить деньги", - заявил представитель Wal-Mart Том Уильямс. По его словам, однако, анонимность участия Wal-Mart в этой кампании не являлась определяющим фактором при принятии решения о перечислении средств Торговой палате. В общей сложности палата получила на эту кампанию более $5 млн.

Донохью утверждает, что организуемые палатой кампании выгодны всем ее членам, поскольку деньги расходуются на инициативы, выгодные бизнесу: "Мы дали им возможность сделать это. Мы дали им механизм сделать это. Мы показали им, что у нас есть мужество сделать это". Что же касается получаемых компанией средств, он говорит: "У меня хорошо получается их собирать". Агрессивные лоббисты.

Возглавив палату в 1997 г., Донохью решил восстановить ее былое величие (наибольшего влияния она достигла при президенте Рейгане). К работе в палате он привлек лоббистов, в основном помощников членов Конгресса от республиканской партии, а также команду политических экспертов. С тех пор все большую долю среди членов и спонсоров палаты стали занимать крупнейшие американские компании. Именно они помогли палате привлечь в 2000 г. $35 млн на общую деятельность (четыре года назад - $3 млн) и $20 млн - на специальные проекты. Активность Донохью принесла дивиденды и ему лично. Его зарплата в этом году превысит $1 млн, что вдвое превышает зарплату его предшественника. Палата тратит значительную часть привлеченных средств на то, чтобы облегчить деятельность компаний, - добиться либерализации торговли и регулирования, снижения налогов, реформирования законодательства. При этом его ничуть не смущают те агрессивные методы, с помощью которых палата отстаивает интересы своих членов. Об этом, например, свидетельствует кампания в поддержку Ford Motor и других автопроизводителей, проведенная после прошлогоднего отзыва 6,5 млн шин Firestone. С дефектом шин Firestone, установленных на внедорожниках Ford Explorer, связывают смерть более 100 человек. Ряд конгрессменов, включая сенатора-республиканца Джона Маккейна, подготовили законопроект, вводивший уголовное наказание для компаний ряда секторов за производство бракованной продукции. Исполнительный вице-президент палаты Брюс Джостен организовал агрессивную лоббистскую кампанию против этого законопроекта и убедил группу республиканцев в палате представителей внести альтернативный законопроект, который защищал автопроизводителей от исков. Этот законопроект и был принят. Кампанию проводил входящий в палату Институт реформы законодательства, который, как следует из документов палаты, получил $250 000 от General Motors, $200 000 от Toyota Motor North America U.S.A., $150 000 от Ford и $50 000 от DaimlerChrysler. (WSJ, 12. 09. 2001)