У Citibank вырубились банкоматы


В прошедший вторник владельцы пластиковых карт в течение почти пяти часов не могли снять деньги ни в одном из 2000 банкоматов Citibank в США. Ночью банкоматы заработали, однако в среду сеть снова рухнула. Эксперты говорят о возможности повторения подобных инцидентов в американских банках из-за сбоев в банковских компьютерных системах. Банкоматы Citibank, а также системы обслуживания дебетовых карт и банковских операций через Интернет прекратили работу во вторник вечером. К ночи специалистам банка удалось их наладить, однако в среду утром все повторилось снова. Во второй половине дня многие банкоматы возобновили выдачу денег. Однако клиенты Citibank по-прежнему не могли ни оплачивать покупки с помощью дебетовых карт банка, ни проводить онлайновые банковские операции. Банковские счета в Citibank имеют около 2 млн американских семей. Поломка в Citibank была беспрецедентной по масштабу и продолжительности. Она заставила многих гадать, что же произошло в одном из крупнейших американских банков. В официальном заявлении Citibank причина неполадок описывалась двумя словами: "Программное обеспечение".

Проблемы Citibank привлекли пристальное внимание благодаря размерам банка. Вместе с тем специалисты говорят о возможности повторения подобных аварий. По их словам, многие банковские компьютерные системы устаревают, а специалисты, способные быстро справиться с проблемой, встречаются все реже. Во многих финансовых институтах можно наблюдать настоящую мешанину компьютерных систем - их объединяли друг с другом при модернизации компьютеров и слияниях финансовых институтов. Ситуация осложняется обилием компьютерных языков, использующихся при построении инфраструктуры Интернета; многие из них уже не совместимы с компьютерами предшествующего поколения. В течение десятилетий работавшие в банках программисты переписывали программы, а увольняясь, не оставляли подробных записей о том, что конкретно было сделано. "Людей, писавших программы еще для ЭВМ, порой уже невозможно найти", - говорит Лоренс Табб, консультант по технологиям компании TowerGroup.

В среду, когда специалисты Citibank пытались починить свою сеть, проблемы возникли и у Chase Manhattan. 1900 банкоматов банка работали, однако некоторые операции прерывались из-за задержек в системе, возникавших при обновлении данных по операциям, проведенным во вторник. "Мы полагаем, что завтра этих проблем уже не будет", - заявила представитель банка. Во время отключения банкоматов Citibank некоторые его клиенты могли снять деньги через банкоматы других банков, и Citibank заявил, что возместит им комиссионные, уплаченные при проведении таких операций. Другие клиенты Citibank нигде не могли получить свои деньги. Проблема стала для многих полной неожиданностью в эпоху, когда потребители привыкли быстро и без лишних усилий получать на руки наличные со своих банковских счетов. (WSJ, 6. 09. 2001)