Генеральная уборка
Первым среди общефедеральных каналов новый сезон открывает ТВ-6. С 3 сентября "шестерка" перешла на новую сетку вещания, которая существенно отличается от летней. Канала ТВ-6 в его привычном виде больше нет. Пришедшая сюда команда Евгения Киселева делает совершенно другой канал, ориентируясь на ту же аудиторию, что и на НТВ. О том, какой теперь будет "шестерка", в интервью "Ведомостям" рассказал главный продюсер телекомпании Александр Левин. Аналогичную должность он занимал последние годы на НТВ - до смены руководства канала.
- Приходя на ТВ-6, вы говорили о том, что с сентября канал будет не узнать. Его действительно будет не узнать? - Думаю, что к концу сентября узнать канал ТВ-6 будет непросто. Осенние изменения уже начались с оформления канала. Благодаря Семену Левину и его команде оно становится стильным и модным.
Что касается обновления программ, это очень плавный эволюционный путь. Часть старых программ ТВ-6 будет модернизирована. Вернутся в эфир некоторые программы, известные зрителям по НТВ, а также появятся действительно новые проекты.
- Что вы делаете - НТВ или ТВ-6? - Мы делаем новый канал, ориентированный на аудиторию НТВ - аудиторию новостей. Это сознательная установка, иначе и быть не может. Потому что если на канале ТВ-6 каждые два часа идут новости, то для того, чтобы их смотрели, все остальные программы должны быть интересны зрителям новостей и их семьям. Поэтому канал будет ориентирован на основных "глотателей новостей" - на жителей крупных городов, на людей с определенным уровнем образования и достатка. На людей, привыкших мыслить самостоятельно.
- Получается, что для вас переход с канала на канал не изменил ничего. Вы делаете то же самое, что и делали? - Мы не изменяем себе, друг другу, и мы не предаем свою аудиторию. Мы считаем, что наши зрители сейчас остались без своего канала. Поэтому мы делаем телевидение, которое будет интересно нашему традиционному зрителю. Отсюда слоган - "Ваше телевидение". На ТВ-6 выходят или скоро будут выходить известные по НТВ программы, такие как "Итоги", "Глас народа", "Итого", "Тушите свет", "Один день", "В нашу гавань заходили корабли", "Забытый полк" и т. д., но при этом мы делаем и новые проекты. Думаю, что у некоторых из них, если удача улыбнется, есть все шансы стать такими же культовыми.
- А зритель ТВ-6 не остался без своего канала? - А кто вам сказал, что существовал канал ТВ-6? Телевидение живет, если его смотрят. Есть данные социологических исследований, что доля аудитории канала ТВ-6 в январе - апреле 2001 г. была 7% в Москве и 5% по России. То есть это ничтожно малые цифры, сравнимые с аудиторией дециметровых каналов.
Социологи также утверждают, что аудитория ТВ-6 была очень разнородной и маргинализированной, что неудивительно при таком количестве джинсы и попсы. Даже те неплохие программы, которые здесь были, тонули в куче мусора. Первое, что пришлось сделать, - это закрыть 17 программ. Мы просто убрали тот хлам, который шел, даем честные профессиональные новости, качественные отечественные сериалы, интересные программы.
Это уже сегодня позволяет новому ТВ-6 в отдельные дни обходить по доле московской аудитории в прайм-тайм все остальные каналы. Раньше такого не было.
- Ситуация объясняется тем, что у людей денег было поменьше. - Мне абсолютно все равно, почему так было, но так было. Последний год НТВ работало в тяжелейших финансовых и политических условиях. Но многие вещи мы себе не позволяли. - Вы закрыли 17 программ, но штат канала увеличился? - Для того чтобы канал полноценно существовал, должны быть авторские программы. Я думаю, что именно авторское олицетворенное телевидение заставляет зрителя любить канал и быть ему преданным.
Программы могут производиться разными способами, могут заказываться на стороне, могут быть собственного производства. Если они в большинстве своем заказываются на стороне - а так было на канале ТВ-6, - то создается иллюзия, что канал делается небольшим коллективом. Теперь большинство программ делается на канале. С этим связано увеличение числа сотрудников.
- А бюджет позволяет? - Сейчас мы живем за счет рекламных денег и дотаций учредителей. Но рассчитываем, что в следующем году сможем жить за счет собственных сил, т. е. на поступления от рекламы. Мы пришли на канал, где не было ни качественных камер, ни монтажных, ни необходимых студий - практически ничего. Поэтому требуются инвестиции.
- Ходят, однако, разговоры, что денег ТВ-6 не дают ни Гусинский, ни Березовский. - Мне деньги дает Павел Корчагин, это исполнительный директор. Где Корчагин берет деньги, меня не волнует. Меня беспокоит, чтобы мы в итоге тратили меньше, чем зарабатываем, и при этом канал лидировал в общественном сознании.
Телевидение - это бизнес, очень сложный бизнес. Программа необязательно должна выполнять меркантильную цель зарабатывать деньги. Она может зарабатывать имидж, потому что это тоже стоит денег.
Есть технология построения телевидения, она универсальна. Не бывает технологии построения НТВ или ТВ-6, бывает технология создания нормального рейтингового телевидения для определенной аудитории. Это наука. Дважды два - оно дважды два и в Азии, и в Африке, так странно устроена математика. Телевидение точно такая же наука, есть определенные законы, каким образом случается рейтинг, приходит зритель. Уже с сентября наш сейлер "Видео Интернешнл" повышает цену на рекламу.
- По бюджету, который достается вам, вы можете позволить себе сейчас здесь то, что могли позволить на НТВ? - Вы хотите сказать "в лучшие времена". Мы последний год на НТВ жили очень бедно. Я думаю, что по соотношению затрат к пункту рейтинга НТВ просто показывало чудеса. Я уже настолько привык работать в условиях чудес, что мне это кажется нормальным, хотя это не нормально.
Поэтому я легко позволяю себе сейчас то, что мог позволить на НТВ.
- Для вас в четверке каналов НТВ - прямой конкурент? - Для меня серьезный конкурент ОРТ. Это сбалансированное, продуманное телевидение с серьезными традициями, сильной командой и преданной аудиторией.
Однако привычка к каналу во многом вопрос времени. Для меня был бы идеальный вариант, если бы наши зрители настроили телевизор на канал ТВ-6 и не мучили пульт управления. Вот это были бы времена.
- На НТВ в свое время было хорошее, дорогое кино, много было качественной развлекухи. Сейчас вы чем оперируете? - У нас будут качественные, дорогие программы, у нас будет качественная развлекуха. В том числе новая очень любопытная игра. У нас будет не много фильмов, но точно подобранных и "работающих". Мы не можем себе позволить такие траты, которые может себе позволить богатый канал РТР. Мы постараемся те средства, которые у нас есть, использовать максимально рационально. Я думаю, что процесс становления сетки займет месяца полтора. - Вы здесь с июня. У вас сейчас есть ощущение, что это не времянка, а что вы здесь всерьез и надолго? - Мое мнение - живи сейчас. Что-то кажущееся временным вдруг оказывается очень постоянным. И наоборот. Я сейчас стараюсь максимально хорошо сделать то, что должен сделать. А что из этого получится, посмотрим. - Есть устоявшееся мнение, что ТВ-6 был молодежный канал. Где молодежь? - Я думаю, что молодежь на MTV и на "Муз-ТВ". В Америке есть замечательное выражение - артист умирает тогда, когда начинает верить в собственный пресс-релиз. Вы верите рекламе, которую создавало ТВ-6. Но данные говорят, что реклама не соответствует действительности. Если вы реально посмотрите на программы, которые предлагало ТВ-6, вы поймете, что с таким набором программ невозможно рассчитывать на внимание молодежной аудитории. Таким образом, то, что ТВ-6 было телевидением молодых, - это миф. Молоденькие мордашки на экране еще не делают телевидение молодежным. - А вас молодежь интересует как аудитория канала? Или это средний возраст и средний класс? - Нас интересует любая мыслящая аудитория, независимо от возраста. Если человек начал мыслить в пять лет, он нас интересует. Если он не начал мыслить и в 80, он нас не интересует.
- Чего вам сейчас не хватает для того, чтобы механизм заработал в полную силу? - Денег. Есть несколько неплохих идей, которые можно воплотить, если бы были деньги.