Больше "продавать" и меньше "держать"
В ответ на волну критики в адрес аналитиков, прокатившуюся после обвала на фондовых рынках, инвестиционные банки приняли меры. Чтобы повысить доверие клиентов, банки стали требовать от аналитиков давать больше рекомендаций "продавать" по акциям компаний, деятельность которых они отслеживают.
Новый подход свидетельствует о том, что инвестиционные банки обратили самое серьезное внимание на предъявляемые к ним претензии. Критики говорили о конфликте интересов в ситуации, когда аналитики давали хорошие рекомендации по акциям, в размещении которых участвовал их банк, и слишком активно призывали покупать акции компаний - клиентов банка, боясь их обидеть. Многих аналитиков обвиняли также в неспособности предвидеть обвал на рынке акций высокотехнологичных компаний. Все это заставило банки пересмотреть работу своих аналитических отделов.
В понедельник HSBC Holdings обнародовал новые требования, предъявляемые банком к своим 400 аналитикам. Им придется сбалансировать число положительных и отрицательных рекомендаций по акциям компаний, которые они отслеживают, а также существенно сократить число рекомендаций "держать". Более того, отныне банк будет ежегодно публиковать отчеты о том, как рекомендации его аналитиков соотносятся с реальным изменением котировок. Для пущей наглядности HSBC еще в начале года основал фонд с активами $50 млн, который инвестирует средства в акции, рекомендуемые к покупке аналитиками банка. По словам Марка Брауна, руководителя аналитического отдела HSBC, активы под управлением фонда выросли с момента его основания на 12%.
HSBC - не единственный банк, ужесточивший критерии инвестиционного анализа. В июне Merrill Lynch потребовал от своих аналитиков увеличить число рекомендаций "продавать" и сократить число рекомендаций "держать" и "нейтральных". Новые правила требуют давать рекомендации "продавать", даже если аналитик считает, что цены акций снизятся незначительно. "Нейтральную" рекомендацию следует давать по акциям, доход от инвестиций в которые, по мнению аналитика, в течение года не превысит 10%, включая дивиденды.
Требование сократить число рекомендаций "держать" свидетельствует о том, что аналитическая политика банков становится более прямолинейной. Хотя многие инвесторы интерпретируют совет "держать" как эвфемизм для рекомендации готовиться к снижению оценки, теперь объявление рекомендации "продавать" будет означать четкий сигнал как рынку, так и руководителям компаний. По данным Thomson Financial/First Call, сейчас в США на долю рекомендаций "продавать" приходится лишь 1,5% их общего числа. В августе, например, Credit Suisse First Boston стал единственным из 31 инвестиционного банка, отслеживающего акции англо-нидерландской компании Unilever, давшим рекомендацию "продавать".
У аналитиков HSBC в прошлом году на долю рекомендаций "держать" приходилось 38%, а "продавать" - 17%. После пересмотра критериев анализа в банке полагают, что рекомендации "держать" заслуживают лишь 12% акций, цены которых за год изменились не более чем на 5% в ту или другую сторону. (WSJ, 4. 09. 2001)