Каковы будут лоббистские возможности ОПОРА?
Вслед за крупнейшими российскими предпринимателями представители малого бизнеса собираются создать свою ассоциацию с рабочим названием ОПОРА (Объединение предпринимательских организаций России).
Весь бизнес можно представить в форме пирамиды. Верхушка - 50 - 200 крупнейших предприятий, интересы которых выражает РСПП. Среднекрупный бизнес - это примерно 1000 организаций. Основание же пирамиды - не один миллион мелких предприятий. Есть общие для всех законы, но есть и расхождения по важным вопросам. Взять тот же широко сейчас обсуждаемый проект банковской реформы по Мамуту. Осуществись он, где будут малые кредитные организации? Да нигде. По примеру крупного малый бизнес тоже должен структурироваться, чтобы отстаивать свои интересы. Меня беспокоит одна вещь. Когда я налаживал контакт со столичными советами предпринимателей, выяснилось, что в шести из 10 московских округов главную роль играют представители РСПП. По сути такие же процессы усиления РСПП происходят по всему Центральному округу и России. Мы рискуем пойти по пути стран Латинской Америки, где нельзя говорить о формировании среднего класса. Однако сейчас видны позитивные тенденции со стороны президента и правительства. Вряд ли это разовые акции, а не попытка изменить ситуацию в стране в лучшую сторону. Учитывая это, думаю, власть станет нашим партнером и учтет наши предложения.
Илья Хандриков
В июле в конгресс-зале ЦМТ проходила полузакрытая конференция "Бизнес и власть". Сильно чувствовалась поддержка государства, хотя бы по присутствию представителей администрации ряда федеральных округов. Готовится основа для президентской гонки через два года. Согласно мировому опыту малый бизнес - это главный стержень государства. Власть заинтересована в мощной поддержке и, думаю, будет прислушиваться к ОПОРА. Интерес к малому бизнесу постоянно растет. В последнее время, например, мне очень часто приходится общаться с банками, заинтересовавшимися работой с небольшими предприятиями. В то же время и проблем хватает, и мощной объединительной силы пока что не создано, несмотря на все попытки, а лоббирование интересов малого бизнеса не организовано. Вот только я бы не хотел, чтобы ОПОРА сильно ударялась в политику.
Андрей Колесников
Я скептически отношусь к идее, что ОПОРА сможет что-то сделать для малого бизнеса вообще. Вот лидеры и связанные с ними фирмы что-то получат, что-то для себя пролоббируют. Для глобальных же действий нужно в корне менять всю политику. Пока у нас постсоветская номенклатура и бюрократия у власти, этого произойти не может.
Владимир Прибыловский
На мой взгляд, лоббистские возможности организации в малой степени зависят от отношений с власть предержащими. Они в большой степени зависят от того, насколько много и целенаправленно работают люди, представляющие организацию, какую часть своего времени отдают достижению своих целей. Многое определит то, насколько точно новое объединение сформулирует свои цели, насколько они попадут в поле интересов малого бизнеса, насколько точно выразят реальные интересы. При этом уже существует огромное количество общественных организаций, и, возможно, было бы правильнее объединяться вокруг одной из них. Вряд ли возможно пересечение интересов с РСПП - я не вижу основания для конфликта интересов. Мы в бизнес-сообществе никем не управляем и не стоим выше других объединений, мы занимаем свою сферу и не претендуем на другие.
Олег Киселев
Всегда следует иметь в виду, что любое объединение происходит не от силы, а от слабости и невозможности выполнить ту или иную задачу. Прекрасно, когда объединение происходит по инициативе самих субъектов, опирающихся исключительно на закон. Другое дело, когда объединение происходит из деградировавших и слабо зарекомендовавших себя организаций, союзов, ассоциаций, часто созданных по инициативе сверху. Я не верю, что будет какой-то положительный эффект. Правильнее было бы создавать новое объединение не из уже существующих структур, а просто объединиться предпринимателям в сообщество, которое будет защищать реальные интересы бизнеса, а не тех, кто в ассоциации сидит.
Виталий Коханенко
Такие инициативы вполне в русле политики, которую мы назвали "ставкой на крупное". Путин и его команда пытаются создать политическую моноцентрическую систему, которая имеет дело с корпоративными элементами. В данном случае власть, которая скорее всего и стоит за ОПОРА, стремится создать не еще одно средство лоббирования, а инструмент своего влияния сверху вниз. РСПП и "Деловая Россия" как каналы лоббирования вполне Кремль устраивают, а создавать новый канал не в правилах нынешнего руководства, в отличие от прежнего. Так что лоббистская активность ОПОРА, думаю, будет невелика. Осуществлять ее реально организация сможет только на уровне субъектов Федерации.