Suzuki и Kawasaki помирились


ТОКИО, ЛОНДОН - Две компании из "большой четверки" японских производителей мотоциклов - Suzuki Motor и Kawasaki Heavy Industries - объявили в среду о создании альянса. Этот неожиданный шаг должен помочь им увеличить объемы продаж в Азии, США и Европе.

Сообщение об альянсе стало шоком для японской мотопромышленности. Ведь между компаниями "большой четверки" всегда существовала жесткая конкуренция как в секторе спортивных мотоциклов, так и в секторе дорожных. Почитатели одной марки презирали продукцию других производителей.

Suzuki и Kawasaki, которые занимают соответственно 3-е и 4-е места, решились нарушить традицию. Компании создают альянс, чтобы заниматься совместной разработкой новых моделей, вместе закупать комплектующие, а также добиваться экономии на масштабах и сокращать издержки с помощью объединения производственных мощностей.

Альянс не подразумевает никакого обмена акциями и сотрудничества в области маркетинга. Первоначально Suzuki и Kawasaki будут заниматься разработкой и производством мотоциклов для бездорожья и мощных мопедов (в этих секторах при относительно небольшом количестве продаваемых машин желательно иметь много моделей).

Создавая альянс, Suzuki и Kawasaki надеются составить конкуренцию двум более крупным японским компаниям - Honda и Yamaha, которые в совокупности контролируют более 80% японского рынка, тогда как на долю Suzuki приходится 14,6%, а на долю Kawasaki - лишь 3%. Кроме того, представители Suzuki и Kawasaki выразили надежду, что альянс поможет им увеличить объемы продаж в Китае, где производится много "пиратских копий" японских мотоциклов.

С конца 60-х гг. японские производители мотоциклов вышли на лидирующие позиции в мире, производя дешевые и в то же время высококлассные машины, перед которыми блекла продукция конкурентов. Однако в последние годы европейские и американские компании значительно улучшили качество своих мотоциклов и снизили цены, что позволило им потеснить японцев. Итальянская Ducati, немецкая BMW, британская Triumph и американская Harley-Davidson одну за другой представляют новые модели и проводят широкомасштабные маркетинговые кампании.

Наибольшего успеха европейцы и американцы добились в секторе мотоциклов с большим объемом двигателя, в то время как значительная часть продаж японских производителей приходится на мотоциклы с объемом двигателя до 250 куб. см и мопеды. Однако даже в этом секторе японцев теснят французская Peugeot и производители из других азиатских стран.

В начале 80-х гг. экспорт мотоциклов из Японии достиг рекордной величины 3,3 млн шт. в год, но 20 лет спустя он составляет всего 774 000 шт. И все же Honda и Yamaha удалось сохранить сильные позиции в мире: Honda является мировым лидером по продажам мотоциклов. (FT, 29. 08. 2001)