Клиентов McDonald's обманули


Федеральное бюро расследований арестовало восемь человек в пяти американских штатах. Арестованным инкриминируется участие в афере, в результате которой им удалось завладеть ценными призами на сумму $13 млн. Призы предназначались для победителей рекламных конкурсов корпорации McDonaldХs.

Задержанных, в число которых входит один из сотрудников отдела безопасности компании Simon Marketing, организовывавшей проведение рекламных акций для McDonaldХs, обвиняют в мошенничестве с целью получения выигрышных билетов. Конкурсы Monopoly и Who Wants to Be a Millionaire, которые проводятся в закусочных McDonaldХs, в Соединенных Штатах пользуются большой популярностью. В них принимают участие миллионы людей, а победители находят свои призовые билеты во вкладках в воскресных газетах.

Этой несовершенной системой и воспользовался Джером Джекобсон, сотрудник отдела безопасности в одном из отделений Simon Marketing, расположенном в городе Лоренсвилль, штат Джорджия. ФБР утверждает, что в обязанности Джекобсона входила доставка выигрышных билетов, в которых в качестве приза был указан ценный приз, в местные издательства и пункты доставки газет, где билеты случайным образом раскладывали по воскресным вкладкам.

Однако, как явствует из материалов следствия, сотрудник службы безопасности оставлял призовые карточки себе и распределял их по созданной им самим сложной схеме, в которую входили его друзья и их родственники. "Выигравшие" возвращали десятки тысяч долларов, полученных ими в качестве призовых, завербовавшим их "агентам" и сотруднику Simon.

Система функционировала с 1995 г. ФБР узнало о ней в апреле 2000 г. от одного из своих осведомителей. "В результате действий мошенников клиенты McDonaldХs были лишены возможности получить выигрыш в честной борьбе", - заявил генеральный прокурор США Джон Эшкрофт. Джекобсон содержится в Атланте, впрочем, его могут отпустить под залог в $1 млн.

Компания McDonaldХs заявила, что разрывает отношения с Simon Marketing, которая с начала 80-х занималась организацией для McDonaldХs разнообразных акций, привлекавших в закусочные новых посетителей.

Из общего оборота Simon Marketing, который в 2000 г. составил $768,4 млн, 65% приходятся на сотрудничество с McDonaldХs. Что же касается текущего года, то из $217,6 млн за первое полугодие, по данным Комиссии по ценным бумагам и биржам, на долю McDonaldХs приходится 77%. Как только стало известно о расследовании ФБР, биржа NASDAQ прекратила торговлю акциями Simon Marketing.

Чтобы вернуть доверие клиентов, корпорация McDonaldХs объявила о создании у себя собственной независимой службы безопасности, которая в дальнейшем станет следить за надлежащим проведением промоакций. Кроме того, компания вводит систему Instant-Give-Away, при которой выигравший получает не чек, а наличные - и сразу. Призовой фонд приуроченной к празднованию Дня труда акции, которая будет проходить с 30 августа по 3 сентября, составит $10 млн. В том числе будет разыграно пять призов по $1 млн, и счастливчики получат деньги "не отходя от кассы". "McDonaldХs намерена дать своим клиентам возможность отыграть каждый доллар, который был похищен у них преступной группой", - сказано в заявлении генерального директора и председателя совета директоров корпорации Джека Гринберга. Впрочем, эта история не навредила репутации McDonaldХs. Ни один сотрудник корпорации в скандале не замешан. Компания ничего не знала о происходящем, пока в мае 2001 г. ей не сообщило об этом ФБР. С того момента McDonaldХs оказала следствию большую помощь, в частности предоставив ФБР полный список победителей конкурсов начиная с 1995 г.