Какую политику собирается проводить государство в отношении авиапрома?


В последнее время правительство сделало в отношении российского авиапрома ряд на первый взгляд противоречивых шагов. С одной стороны, принята программа развития авиапрома, решено провести тендер на господдержку. С другой - предлагается снизить ввозные таможенные пошлины на авиатехнику и освобождение "Аэрофлота" от уплаты пошлин и закупок отечественной техники.

Наши власти в последнее время проводили достаточно четкую линию на поддержку отечественных авиастроителей, и нас это, конечно, очень радовало. Но после подписания последнего постановления, фактически прощающего долги "Аэрофлота" и предписывающего снизить таможенные пошлины на ввоз самолетов, мы в полном недоумении. Хочется пожелать правительству быть более четким и последовательным в своих действиях по отношению к отечественному авиапрому. Мы твердо настаиваем на том, чтобы были приняты защитные меры от массовой экспансии западных производителей: на время становления отечественных авиазаводов ввести протекционистские пошлины. Очень хорошо, что проводится конкурс на господдержку лизинга. Это надо только развивать и делать постоянным, а не использовать как пожарную меру.

Валерий Мальцев

Государство заинтересовано в поддержке отечественной авиапромышленности. Однако в реальности жесткости в действиях не прослеживается. Политика государства в области авиапрома достаточно сильно зависит от усилий лоббистов. Очень полезна разработка системы государственных гарантий лизинговых схем. Другое дело, что финансовых ресурсов у государства явно недостаточно. Так что наиболее продуктивным шагом видится совершенствование законодательства в области лизинга. Кроме того, не лишними были бы более активные действия по продвижению российской техники на международный рынок: переговоры с Китаем и Индией позволяют на это надеяться. Наконец, важна поддержка государством крупных авиапроектов - вроде создания регионального самолета "Ильюшиным" совместно с Boeing.

Максим Матвеев

Несмотря на противоречивость решений правительства, многие факторы говорят о том, что государство готово поддержать отечественный авиапром. К сожалению, на экономические решения по-прежнему сильно влияют политические факторы. Но замысел Касьянова снизить ввозные таможенные пошлины на авиатехнику мало что изменит в отрасли. Даже если пошлины вообще уберут, высокие налоги по-прежнему будут труднопроходимым барьером. Что же касается "Аэрофлота" и незакупленных российских самолетов, тут скорее не индульгенция, а расчет экономической целесообразности. Мне кажется, правительство поняло, что неразумно навязывать авиакомпании такое большое количество самолетов.

Елена Сахнова

Правительство находится в двойственной ситуации. Если по-настоящему поддерживать авиакомпании, то придется задушить авиапромышленность. А если поддерживать авиапромышленность, то снизится конкурентоспособность авиакомпаний, особенно в секторе международных перевозок. Так что правительству очень сложно проводить какую-то жесткую политику. Сократишь количество перевозчиков - сократишь спрос на самолеты. Ужесточишь требования по безопасности или шуму - загонишь в тупик авиастроителей. Повысишь пошлины на иностранные самолеты - потеряешь международные авиалинии, на которых наши самолеты не могут летать. Правительству не позавидуешь!

Андрей Гальперин

Государство не может придерживаться никакой другой политики, кроме поддержки авиапрома. Если некоторые отрасли государство позволяет себе потерять, как в Германии - угольную промышленность и судостроение, то я не могу вспомнить случая, когда какое-либо государство шло на утрату авиастроения как отрасли. Наше государство, думаю, оригинальничать не будет. Но ценность "Аэрофлота" для его основного акционера, государства, ничуть не меньше ценности авиапроизводящих мощностей. К тому же самым серьезным заказчиком отечественных самолетов в будущем станет как раз "Аэрофлот". Если у него возникнут сейчас проблемы, кто купит машины потом? Государство старается сохранить все. Но придет момент, когда оно поймет, что это невозможно. Придется сесть и подсчитать. Бразильское правительство 10 лет подряд вливало в Embraer по $1 млрд. В результате он занимает около 40% рынка региональных самолетов. Предположим, мы не сможем вкладывать такие деньги. Значит, пора вводить высокие пошлины? Так поступила Малайзия, запустив в производство автомобили "Протон", а затем повысив импортные пошлины до нескольких сотен процентов. Скорее всего, российское правительство выберет некий комбинированный путь. Например, понижение пошлин для поддержки авиакомпаний при поддержке системы лизинга и понижении налогов на ввоз оборудования для производства самолетов.

Сергей Недорослев

Сергей Недорослев