Yamaha. Сделано в Китае
По дорогам Китая ездят мотоциклы разных марок, в том числе, например, японской Yamaha Motor. Проблема в том, что многие из них сделала вовсе не Yamaha. Причем многие китайские подделки по качеству могут соперничать с оригиналами. Китайские производители выпускают мотоциклы, полностью копирующие модели Yamaha, Honda и Suzuki. По оценкам Ассоциации автоиндустрии Японии, из 11 млн двухколесных машин, произведенных в Китае в 1999 г., около 7 млн были копиями японской продукции. Многие из них даже продавались под японскими марками или под сходными, слегка измененными названиями. На любом рынке, где торгуют мотоциклами, мопедами и мотороллерами, можно найти Yamaha, Suzuki и Honda, а можно наткнуться на Yameha, Suzaki и Honea. Китайские модели обычно стоят в два раза дешевле оригиналов.
То, что пиратство в Китае - национальное хобби, ни для кого не секрет. Это могут подтвердить американские производители бритв, кроссовок и программного обеспечения. Интересно то, что, по отзывам японских производителей, китайцы делают уже не просто дешевые подделки. Благодаря повышению качества комплектующих и достижениям китайских инженеров современные подделки уже практически невозможно отличить от оригиналов, что делает их фактическими конкурентами.
В прошлом году объем продаж мотоциклов Honda в Китае сократился на 27% до 302 000 шт., Yamaha - на 55% до 104 000 шт. Тем временем мотоциклы китайского производства за два года оттянули на себя четверть индонезийского рынка.
Такое положение вещей вряд ли устраивает западные компании, которые уже построили или собираются строить заводы в Китае, зачастую создавая СП с китайскими партнерами и поставщиками. Они рискуют пустить свои деньги на ветер, поскольку китайские партнеры просто украдут дизайн их продукции и технологии производства. "Эта тенденция прослеживается не только в секторе производства мотоциклов. То же самое происходит в автоиндустрии и других секторах", - говорит генеральный директор Honda Motor Хироюки Йосино.
Однако недоработанность законов об интеллектуальной собственности в Китае оставляет пиратов фактически безнаказанными. Судебные разбирательства либо затягиваются на долгие годы, либо заканчиваются небольшим штрафом, а то и просто предупреждением.
В этих условиях иностранным инвесторам только и остается, что создавать СП с теми самыми китайскими производителями подделок. Honda недавно объявила о намерении образовать СП с компанией Hainan Sundiro Motorcycle, которая выпускала мотоциклы Honda. По словам представителей японской компании, такое решение было принято, исходя из перспективы сокращения издержек: китайский партнер Honda может закупать комплектующие по цене на 75% ниже, чем могла бы это делать сама японская компания.
По большому счету, китайцы поступают с японцами так же, как те когда-то поступали с американцами. Около 30 лет назад японские производители мотоциклов выбросили на американский рынок дешевые модели и вступили в тяжелый бой с такими конкурентами, как Harley-Davidson. По тому же пути затем пошли японские производители автомобилей и электроники. (WSJ, 25. 07. 2001)