Исландия хочет стать Кувейтом XXI в.


БОНН - Исландия готовится стать первой страной в мире, которая сведет выбросы углекислого газа в атмосферу к нулю. Это северное островное государство станет испытательной лабораторией новой экономики, в которой роль ведущего энергоносителя будет играть водород.

В течение 20 ближайших лет правительство намерено перевести автобусы, автомобили и рыболовный флот на так называемые топливные элементы (fuel cells). Эти электрохимические элементы превращают водородное топливо в электричество, выделяя при этом только тепло и воду.

По согласованным в понедельник условиям Протокола Киото Исландия имеет право увеличить объемы промышленных выбросов углекислого газа на 10% относительно нынешнего уровня. Однако правительство Исландии решило не пользоваться этим правом. Разработки безвредного топлива в стране начались еще в 70-е гг., когда резко возросли мировые цены на нефть. Профессор химии Браги Арнасон заметил, что поскольку Исландия вырабатывает электричество, в основном используя геотермальные источники и водные ресурсы, то у страны есть огромный потенциал дешевой выработки водорода путем электролиза. Почему бы тогда не перевести на водород всю экономику, спросил себя Арнасон. "Но тогда многие сочли это предложение довольно глупым", - вспоминает ученый. В то время водородное топливо стоило в три раза дороже, чем нефть. В 80-е гг. цены на нефть снизились, и план Арнасона был отложен. Но в 90-е гг. появились первые разработки топливных элементов, которые значительно повысили эффективность использования водородного топлива. И когда цены на нефть вновь пошли вверх, правительство Исландии вспомнило о докторе Арнасоне.

Интерес к разработкам Арнасона проявляют также крупные компании - такие, как DaimlerChrysler, которая планирует освоить производство топливных элементов, и Royal Dutch/Shell Group, которую занимают коммерческие перспективы водородного топлива. Эти и несколько других компаний совместно с Евросоюзом создали консорциум с бюджетом в $6,4 млн, который будет переводить на топливные элементы автобусы в Рейкьявике.

Одна из главных задач, стоящих сегодня перед ученым, - разработка проекта сети продаж нового топлива. Создавать новую инфраструктуру слишком накладно, поэтому Арнасон предлагает получать из водорода и углекислого газа метанол, на котором могут работать топливные элементы: метанол - жидкость, и поэтому может распространяться через существующую сеть автозаправок. Переведя транспорт в Рейкьявике на метанол, можно снизить объем вредных выбросов на 60%. Чтобы свести выбросы углекислого газа в атмосферу к нулю, Арнасон предлагает брать углекислый газ для производства метанола из выбросов завода по выплавке алюминия, который планируется построить в стране. Если этот завод будет работать, как все аналогичные предприятия, то объем выбросов страны увеличится на 20%.

Арнасон мечтает, что в один прекрасный день Исландия станет северным Кувейтом - небольшой страной с огромным объемом экспорта энергоносителя. Это будет энергоноситель нового поколения - водород. (WSJ, 25. 07. 2001)