Удастся ли губернаторам сохранить договоры о разграничении полномочий?
Наиболее болезненный вопрос, связанный с договорами, - это вопрос о неравноправности отношений между федеральным центром и двумя категориями регионов: национальными республиками и "стандартными" краями и областями. Основу движения в защиту договоров образуют прежде всего главы богатых национальных республик. Для них вопрос этот принципиальный и связан прежде всего с их желанием и далее занимать особую позицию как в экономических, так и в государственно-политических отношениях. Полагаю, что основные усилия федерального центра в ближайший год будут направлены на то, чтобы убедить лидеров этих республик, что отмена договоров не означает отмену привилегированного статуса. И вдобавок продемонстрировать им растущее недовольство их особой позицией глав других регионов. Уверен, конечной цели центр добьется. Но для этого ему придется потратить немало времени и, возможно, отказаться от проводимой сейчас политики "приручения" лидеров национальных республик в пользу линии на их замену. Сейчас центр ищет слабое звено среди национальных республик. Думаю, фронт будет расколот в течение нескольких месяцев. Мне лично кажется, что этим слабым звеном может стать Башкортостан. С Татарстаном, полагаю, решение вопроса растянется на годы.
Валерий Федоров
Договоры и договорная практика в развитии федеративных отношений предусмотрены Конституцией РФ. Но это не означает, что они могут подменять основной закон страны и противоречить законодательству. Договоры заключаются тогда, когда других форм регулирования отношений нет или они недостаточно эффективны применительно к особенностям и потребностям местных сообществ. Наша Федерация была и остается конституционной, а не договорно-конституционной. Я согласен с тем, что нет необходимости сохранять практику договорного регулирования федеративных отношений. Но, возможно, это будет, только когда будут приняты все необходимые законы. А их только в связи со статьей 72 Конституции необходимо более 30.
Рамазан Абдулатипов
Наделяя регионы большими по сравнению с другими правами, например правом оставлять себе больше доходов, центр подразумевал, что и расходные полномочия на регион будут возложены большие, нежели у других. Но эта цепочка порвалась. Насколько мне известно, контролировать, куда эти деньги тратятся, почти невозможно. С точки зрения рациональности доводов в пользу асимметричного федерализма я не вижу. У власти достаточно сильно желание добиться симметрии. Другое дело, что наверняка региональные лидеры получат какую-то компенсацию. Например, ясно, что за согласие на отделение Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов Тюменская область в свое время получила дополнительные деньги от центра.
Галина Курляндская
Большинству не удастся, но будут долго существовать отдельные очаги сопротивления, главный из которых - Татарстан. Как минимум на этот срок президентства Шаймиева договор скорее сохранится, чем не сохранится. Денонсирован будет минимум договоров - только у тех областей и республик, которые решили добровольно выкинуть их на свалку истории. В основном договоры просто не будут продлены. Но это не главный вопрос. Комиссия Козака проведет новые границы в такой деликатной сфере, как предметы совместного ведения центра и регионов. Эти новые границы будут более четкими, лучше обустроенными и в общем и целом более выгодными для центра, нежели для регионов. При таких новых границах существование договоров - даже тех договоров, которые удастся сохранить, - станет бесполезным пережитком.
Борис Макаренко
Договор о разграничении полномочий для целого ряда республик - краеугольный камень, новая форма государственности. Как давление на губернаторский корпус можно расценивать то положение, в котором оказался закон о сроках переизбрания губернаторов. Сейчас он проходит одобрение в Совете Федерации. Госдума приняла его в таком варианте, что только 10 руководителей субъектов Федерации будут переизбираться в третий и четвертый раз. Очень многое будет зависеть от так называемой "группы Федерации", которая в высшей степени связана с Кремлем. Сделан только первый шаг ухода от договоров. Этот процесс не будет одномоментным. Козаку поставлена задача в течение года решить эту проблему. Будет острая борьба, в результате которой, как я думаю, будет достигнут некий компромисс.
Сергей Колмаков
За прошедшие полтора года мы неплохо узнали нашего президента. Судя по всему, он будет доводить дело до конца. С другой стороны, посмотрим, насколько хватит ресурсов у губернаторов этому процессу сопротивляться. Если б можно было делать ставки, я бы поставил на президента. Вне сомнения, региональным лидерам будет предложена компенсация. В этом и заключается суть идущего сейчас политического торга. Я думаю, что тактическая ошибка Кремля была в том, что вопрос надо было поднимать до того, как было принято положительное решение о третьем сроке Шаймиева и некоторых других губернаторов.