Технокризис продолжается
Заявления о возможности подъема фондового рынка высокотехнологических компаний во втором полугодии все больше напоминают магические заклинания, а не прогнозы. И, похоже, эти заклинания в 2001 г. так и не будут услышаны высшими силами.
Последние исследования показывают, что руководители ИТ-подразделений в крупнейших корпорациях не планируют увеличивать затраты на техническое оснащение во втором полугодии. В обозримом будущем возврата к прежнему щедрому финансированию ИТ-проектов не предвидится. Если же кто-нибудь из руководителей такого ранга и решается на закупку техники, то над душой у него непременно стоит финансовый директор, требующий сокращения расходов и быстрой отдачи от вложенных средств. Это означает, что масштабные долгосрочные проекты, приносившие основной доход поставщикам вычислительной техники и интеграторам, отодвигаются на второй план, а вперед выходят небольшие сделки.
Такая тенденция не сулит ничего хорошего биржам высокотехнологических компаний. Инвесторы готовы раскошеливаться лишь в ожидании мощного подъема, который должен прийти на смену многомесячному спаду.
Компания Merrill Lynch провела беседы с 50 американскими и 15 европейскими руководителями информационных и технологических подразделений крупных корпораций. Почти три четверти заявили, что их компании не намерены увеличивать расходы на технологии во втором полугодии и что финансовые директора настаивают на сокращении расходов. Лишь 18% сообщили, что их компании планируют повысить расходы на информационные технологии.
"Доля таких компаний меньше 20%, это означает, что никакого всплеска на рынке в конце года не будет", - считает Стивен Милунович, аналитик Merrill Lynch.
До сих пор в Европе ситуация была более благоприятной, чем в США, но, как показало исследование, и в Старом Свете расходы на технологии сокращаются. "Возможно, нам следовало беседовать с финансовыми, а не с техническими руководителями", - говорит Милунович.
Другие исследования выявляют ту же безрадостную картину. Опрос 225 корпоративных покупателей высокотехнологической продукции, проведенный недавно компанией Morgan Stanley, показал, что в 50% случаев руководители компаний требуют сокращать расходы и заключать мелкие контракты. В марте аналогичный показатель составлял 33%, в апреле - 40%.
По оценкам экономистов из компании Goldman Sachs, во II квартале общие расходы на ИТ упадут на 24% по сравнению с предыдущим годом (в I квартале снижение составляло 19%, тогда как в 1999 г. и в начале 2000 г. наблюдался 25% -ный рост). Однако многие инвесторы и аналитики считают, что пик кризиса уже позади. "Наличие таких настроений - хорошая новость, - говорит Билл Дадли, организатор опроса компании Goldman в США. - Но для тех, кто ждет нового мощного подъема, у нас новости не очень хорошие: прежнего расцвета мы не предвидим".
По словам Дадли, запасы технологического капитала (т. е. суммарная стоимость всей вычислительной техники, используемой в мировой экономике) сейчас слишком велики по сравнению с объемом самой экономики. Пока это соотношение не вернется к нормальному уровню, затраты на покупку нового оборудования будут незначительными. "Идея о мощном взлете после крутого падения на практике не подтверждается", - заключает Дадли.
Многие инвесторы не осознают глубины нынешнего кризиса. Между тем данные исследований позволяют выявить важные изменения в самой структуре расходов на ИТ.
В рамках исследовательской ассоциации Corporate Executive Board (CEB), объединяющей сотни крупных компаний, действует рабочий совет директоров ИТ-служб. Как утверждает Викрам Капур, директор этого совета, рост затрат на ИТ в компаниях, входящих в CEB, в этом году сократился вдвое, составив 6%. При этом большая часть средств тратится на закупку розничных товаров и техническую поддержку, а не на комплексные поставки. Лица, принимающие решения, берутся лишь за мелкие проекты, которые могут быстро окупиться.
Стремясь сэкономить, компании-клиенты заставляют поставщиков снижать цены. Это особенно характерно для рынка коммуникационного оборудования, на которое приходится около 17% ИТ-бюджета. Кроме того, клиенты становятся более прижимистыми в отношении других статей расхода, в частности затрат на программное обеспечение. "У производителей ПО тоже появляются все более серьезные проблемы, - говорит Капур. - Клиенты начинают осознавать, что раньше закупали слишком много корпоративных лицензий".
Затраты, не дающие быстрой отдачи, не допускаются. "Сейчас руководитель ИТ-департамента прежде всего спрашивает: а увижу ли я отдачу в течение трех месяцев? " - продолжает Капур. В этих условиях хорошо продаются средства оптимизации расходов - такие, как система автоматизации управления отношений с поставщиками компании Ariba и разработанная компанией Peregrine Systems система управления корпоративными активами. Эти программы очень быстро окупаются. Весьма популярны также программные средства анализа бизнес-информации, например продукты компаний Business Objects и Cognos. В то же время продажи персональных компьютеров резко сократились. (WSJ, 16. 07. 2001)