Дьявол выбивает долги
КАРАКАС - В самый обычный день напротив магазина одежды, расположенного в зажиточном квартале венесуэльской столицы, остановился не совсем обычный автомобиль. Из раскрашенного в красное и черное джипа с завывающей сиреной и включенной проблесковой сигнализацией выбрался верзила в маске дьявола, держащий гигантский портфель с надписью "Коллекция должников". Его сопровождала девица в красной мини-юбке, огромный датский дог и адвокат в строгом костюме. Тут же подъехали телевизионщики.
Странные гости проследовали внутрь магазина и обступили управляющую. Под лай собаки адвокат объявил: "У вас назначена встреча с доктором Дьябло! " Владельцам магазина пришлось испытать на себе метод, практикуемый самым экзотическим и эффективным венесуэльским агентством по выбиванию долгов. Компания Dr. Diablo была основана Родриго Эррерой, юристом и специалистом в области рекламы. Эррера стремится максимально эксплуатировать чувство стыда и страха перед скандальной оглаской. Он выбивает долги на суммы от нескольких сотен до десятков тысяч долларов.
"Я всего лишь напоминаю людям, что они мне задолжали, - скромно заявляет Эррера. - Мы как бы являемся демонами справедливости". Деятельность компании стала ответом на разразившийся в Латинской Америке "кризис неплатежей", затрагивающий частных лиц и компании, но не правительство. Переход к свободному рынку в странах типа Венесуэлы спровоцировал массовую выдачу необеспеченных кредитов и ожесточенную конкуренцию между банками за эмиссию кредитных карточек. При этом не существует эффективной системы учета платежеспособности заемщиков и механизма возврата долгов через суд.
Многие заемщики, впервые в жизни получившие доступ к банковским кредитам и пластиковым карточкам, злоупотребляют этими возможностями - даже при том, что ставка по кредитам составляет около 40%. За последние четыре года объем безнадежных долгов по кредитам, выданным венесуэльскими банками, вырос в восемь раз. Банкиры утверждают, что на конец I квартала примерно 11% владельцев кредитных карт девяти ведущих банков Венесуэлы имели задолженность сроком более 90 дней.
Стоимость услуг Эрреры составляет 20 - 30% от суммы выбитого им долга. В компании трудятся (помимо верзилы в маске) 14 юристов. В числе их клиентов немало венесуэльских банков - эмитентов кредитных карт. На улицах Каракаса развешано 40 щитов с рекламой Dr. Diablo. "Угроза попасть в унизительную ситуацию срабатывает, - рассказывает Оскар Ронкете, оптовый торговец электроникой. - В день своей свадьбы я с помощью Dr. Diablo получил $20 000 от клиента, который был мне должен уже два года. Лучшего подарка нельзя и придумать". "Когда правовая система не действует, помогают такие методы, - говорит Хесус Эскудеро, столичный адвокат, также воспользовавшийся услугами Dr. Diablo. - Люди боятся испортить свою репутацию".
Рамон Ренар, руководитель рекламного агентства Eloy Estudio Publicidad, ставшего жертвой Dr. Diablo, назвал проведенную против него акцию "мафиозным вторжением в частную жизнь людей". По словам Ренара, он стал должником не по своей вине: одна телекомпания не заплатила ему $50 000 за услуги. Выбивание долгов стало важным направлением бизнеса в регионе, страдающем от экономической депрессии. Агентство Los Pinguinos в Каракасе посылает к неплательщикам своих эмиссаров, одетых во фраки, а в соседней Колумбии к должникам являются сотрудники компании Chepitos, наряженные под Чарли Чаплина. Однако если в Венесуэле такие методы вполне законны, то в США они недопустимы. Закон о методах сбора долгов от 1977 г. запрещает оскорблять или унижать неплательщиков.
Эррера обычно не участвует в "наездах" лично. Он посылает неплательщику два письменных приглашения на переговоры в своем офисе, и, если тот не отвечает, в дело вступает нанятая Эррерой команда. Если и это не помогает, неплательщика "пропечатывают" в общенациональной газете El Universal. По словам Эрреры, его компания добивается успеха в 80% случаев. Зачастую одной лишь угрозы вмешательства знаменитой мобильной бригады оказывается достаточно, чтобы должник согласился уплатить по счету. (WSJ, 25. 06. 2001)