Ермолов не идет
Убийство одного из самых жестоких и "отмороженных" полевых командиров Арби Бараева, которое подается российскими спецслужбами как большой успех, имеет значение только для репутации спецслужб в глазах вышестоящего начальства. Показательна появившаяся в околокремлевских кругах красивая гипотеза, будто бы Россия убьет нескольких "знаковых" полевых командиров, чтобы подготовить почву для переговоров с Масхадовым (того же Арби Бараева, соратника бывшего чеченского лидера Зелимхана Яндарбиева, Масхадов на дух не переваривал). Гипотеза, имеющая сто шансов против одного остаться лишь прекраснодушной сказкой, является той самой ложью, в которой кроется намек.
Россия в лице высшего руководства страны медленно, но верно подбирается к осознанию простой и неприятной истины: военной победы в чеченской кампании не существует. Война формально выиграна, а перспективы мирного существования Чечни в составе России столь же призрачны, как десять, пять или два года назад. Нам, привыкшим мыслить короткими историческими отрезками, трудно признать, что по сути ни Российской империи, ни Советскому Союзу так и не удалось до конца колонизировать Ичкерию.
Сейчас ситуация такова, что считать решением чеченской проблемы можно либо полное поголовное уничтожение всего населения этой республики, либо поиск фигуры Колонизатора - человека, способного сплотить всех чеченцев под российскими знаменами. Первый вариант просто необсуждаем. Второй безуспешен вот уже почти 150 лет - со времен имама Шамиля. Внутри Чечни сейчас нет человека, сопоставимого по влиянию с легендарным имамом. Масхадов явно не способен стать объединителем чеченской нации - ни против Москвы, ни за нее.
При таком положении федеральному центру может приглянуться идея поиска некой внешней фигуры Колонизатора - если уж дальше играть в исторические аналогии, некоего подобия генерала Ермолова. Восторженный клич поэта "Смирись, Кавказ, идет Ермолов! " на поверку оказался восторженно-патриотическим идиотизмом. Даже знаменитому "усмирителю" Кавказа, который пытался завоевать расположение местных народов и военной мощью, и дипломатической хитростью, не удалось решить эту задачу.
Итак, ситуация кажется безвыходной. Выход из нее тем не менее существует - правда, очень нескорый и сложный. Этот выход может быть достигнут только путем долгих переговоров с участием самых разных представителей чеченской элиты (включая Масхадова и, разумеется, исключая Басаева), а также международных посредников. Понятно, что Кремлю очень трудно признать бесперспективность собственных усилий для достижения реальной стабилизации в Чечне. Но есть большое подозрение, что без помощи иностранных посредников - высокопоставленных политиков из нейтральных по отношению к чеченской проблеме стран - не обойтись. Если мы хотим, чтобы Чечня, населенная хотя бы одним чеченцем, осталась в составе России, убить всех бараевых, басаевых и гелаевых недостаточно.
Автор - обозреватель газеты "Известия". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей"