Правые и еще правее


СОФИЯ - По западным меркам "Национальное движение царя Симеона II" - партия исключительно нестандартная. Ее лидер - бывший царь Симеон II, свергнутый в 1946 г. в девятилетнем возрасте, - провел большую часть жизни в изгнании и проявил себя главным образом как испанский бизнесмен. По данным опросов на выходе с избирательных участков, его движение набрало более 40% голосов на выборах в болгарский парламент. Бывший монарх значительно опережает ближайших конкурентов. Теперь, спустя 55 лет, 63-летний монарх возвращается в страну в окружении свеженабранной команды молодых экономистов, и его движение накануне выборов занимает первое место в рейтинге популярности (38%), значительно опередив главного конкурента - правящий Союз демократических сил (СДС).

Миллионы болгар мгновенно уверовали, что именно царь Симеон и его команда представляют собой главную - и, возможно, единственную - политическую силу, способную справиться с проблемами, омрачающими достижения посткоммунистического периода. Средняя зарплата держится на уровне $100 в месяц; инфляция составляет около 10% в год; уровень безработицы - 20%. По мнению 90% граждан, правительство страны коррумпировано. "Здесь у нас классический пример протестного голосования, - говорит Огниан Шентов, директор софийского Центра исследований проблем демократии. - Это неизбежный результат реформ: многие люди чувствуют себя обманутыми". Между тем правительство добилось впечатляющих экономических успехов: приватизирована большая часть национальной индустрии; страна движется к вступлению в ЕС и НАТО. Текущие реформы, по замыслу СДС, должны принести выгоду большинству граждан, только сначала придется испить горькое лекарство сокращения госрасходов. И даже успех Симеона свидетельствует о том, что болгарский избиратель как никогда сыт и морально устойчив: люди не бросаются в панике назад к коммунистам, а скорее ищут от добра добра.

Многие специалисты, впрочем, видят опасность в том, что скороспелая команда Симеона в случае победы окажется политически неэффективной. Окружение Симеона - в основном молодые экономисты, аналитики и бизнесмены, получившие образование на Западе. Они оставили хорошо оплачиваемую работу в Лондоне или Брюсселе ради благородной цели строить в родной стране светлое будущее. Ни один из них не считает себя монархистом. Их экономический рецепт - шоковая терапия: резкое сокращение налогов на корпорации; ускоренная приватизация; зеленый свет иностранным инвестициям. Фигура царя, не запятнанного подозрениями в коррупции, при нынешнем раскладе политических сил имеет скорее символическое значение. При этом сам худощавый бородач с благородным профилем и пронзительным взглядом всего несколько раз появился на экранах. Похоже, ему больше нравится роль серого кардинала, чем публичного политика. Даже соратники по партии довольно редко видят своего лидера. Основной груз предвыборной кампании взяла на себя именно "молодежь": 35-летний Милен Вельчев, работавший ранее в Merrill Lynch; 31-летняя Любка Катчакова, аудитор из Pricewater-houseCoopers; 31-летний экономист Николай Василев. Выстраивая свой публичный имидж, царские сподвижники идут по пути политиков-неформалов: команда заседает в прокуренной штаб-квартире вместе с болгарской поп-звездой и моделью Олей; Василев покупает белье в местном шопинг-центре (напряженный график работы вынуждает его "слишком часто мыться"); пожилая дама шлет ему воздушный поцелуй: "Мальчики, желаю удачи! ". Реформаторы ищут баланс между популизмом и серьезной политикой. (WSJ, 15. 06. 2001)