Мобильник учат новым "штучкам"
В последние месяцы 2000 г. сложности, возникшие в компьютерной индустрии, стали видны невооруженным глазом, поэтому, если в этом году объемы продаж персональных компьютеров сократятся, это ни для кого не станет неожиданностью. Неожиданностью стало другое: компании по производству мобильных трубок, возглавляемые знаменитой тройкой - Nokia, Ericsson и Motorola, теперь вдруг обнаружили, что сами находятся почти в таком же положении, что и производители компьютеров. В начале нынешнего года финская Nokia, которая производит каждый третий мобильный телефон в мире, рассчитывала, что поставит на рынок более 500 млн трубок - приблизительно на 20% больше, чем в 2000 г. Однако в минувший вторник компания опубликовала совсем другой прогноз: объемы продаж могут не только не вырасти, но и, наоборот, сократиться. Такое предупреждение, в результате которого рыночная капитализация компании тут же упала на 20%, стало подлинным потрясением для участников рынка, поскольку Nokia пользуется репутацией наиболее "оптимистичной" компании в секторе мобильной связи. Однако конкурентам Nokia пришлось в этом году еще хуже. В апреле этого года Ericsson заявила, что реструктуризация обойдется ей в $1,44 млрд - и обернется потерей 12 000 рабочих мест. Motorola опубликовала прогноз, в соответствии с которым объемы продаж должны сократиться на 29%. И это еще не все. С 2000 г. цены на трубки упали в среднем на 10%.
ЛОНДОН, НЬЮ-ЙОРК - Неужели мобильный телефон подстерегают те же проблемы, с которыми не так давно столкнулся персональный компьютер? Всего год назад такое предположение звучало бы неправдоподобно. Тогда специалисты пришли к выводу, что с точки зрения индустрии информационных технологий такое явление, как персональный компьютер, уже устарело. Появились новые способы обеспечения доступа к Интернету - теперь во Всемирную сеть можно войти с помощью обыкновенного телевизора или мобильного телефона.
Спад на рынке мобильных трубок стал отражением кризиса, который разразился во всей телекоммуникационной промышленности. Рост рынка связи уже достигает своего пика и начинает замедляться. "Рынок голосовой связи явно тормозит", - считает аналитик UBS Warburg Джеффри Шлезингер. Кроме того, для таких компаний, как Vodafone, ситуация на рынке совпала с большими затратами на приобретение лицензий по предоставлению услуг связи третьего поколения и на создание инфраструктуры для высокоскоростного доступа в Интернет. До недавнего времени компании мобильной связи были уверены, что сумеют сохранить темпы роста, несмотря на снижение темпов роста рынка голосовой связи. Операторы сделали ставку на мобильную связь третьего поколения и вложили большие средства в приобретение соответствующих лицензий. Производители трубок, в свою очередь, рассчитывали, что использование "переходной" технологии поможет им сохранить прежние показатели роста. Пока надежды не сбываются. Услуги связи третьего поколения до сих пор не предоставляются, а объемы продаж трубок, изготовленных по переходным технологиям, с учетом возможности перехода на новый вид связи обескураживающе малы. Производители трубок урезают субсидии потребителям, а инвесторов больше интересует не рост числа абонентов, а корпоративные доходы. Безрадостная ситуация в отрасли осложняется продолжающимся снижением темпов роста американской экономики, впрочем, ухудшение положения на американском рынке может иметь для компаний не столь разрушительные последствия, так как рынок США обладает значительно большим потенциалом роста - мобильные телефоны есть всего лишь у 40% американцев. Это значительно меньше, чем в Европе и в некоторых азиатских регионах. Благодаря широкому распространению мобильной связи за пределами США около 70% продаж трубок в этом году, по всей видимости, будет приходиться на долю уже существующих пользователей, которые покупают себе более современные устройства. В 2000 г., по данным Питера Ричардсона, аналитика из Gartner Dataquest, на приобретения такого рода приходится 47% в общей структуре продаж. Однако в условиях снижения темпов экономического роста подобное поведение потребителей оказывается весьма уязвимым. Снижение роста продаж приводит к "затовариванию": в I квартале на складах скопилось 45 млн трубок - еще одна причина снижения цен.
Рецепт, который можно было бы предложить в такой ситуации, выглядит просто: необходимо научить мобильные трубки новым "штучкам", что позволит простимулировать спрос и увеличить объемы продаж. "Телефония соскучилась по новым возможностям и новым услугам, - говорит Билл Джой, ведущий разработчик в Sun Microsystems. - Мобильный Интернет завоюет огромную популярность, если только Европе и США удастся договориться о способах его использования". Традиционные компьютерные компании, такие как Sun, уже заняли исходные позиции. В 2002 г. приблизительно в 50 млн трубок будет использоваться язык программирования Java, разработанный Sun Microsystems, что облегчит задачу по оснащению их новым программным обеспечением. В 2003 г. планируется выпустить уже 100 млн таких трубок. (FT, 13. 06. 2001)