Блэру будет трудно
ЛОНДОН - Опросы общественного мнения позволяли прогнозировать достаточно легкую победу возглавляемой Тони Блэром лейбористской партии на прошедших вчера выборах в Великобритании. В 100-летней истории партии он станет первым лидером, выигравшим второй срок. Однако второе правительство Блэра окажется в гораздо более сложном положении, чем первое, начавшее свою деятельность в 1997 г. Четыре года назад победа Блэра, положившая конец 18-летнему правлению консерваторов, вызвала всеобщую эйфорию. Успешная экономическая политика "новых лейбористов" помогла им снова выиграть выборы. Однако теперь Блэру придется принимать гораздо более тяжелые решения, чем в прошедшие четыре года. Необходимо реформировать социальный сектор, решать вопросы вхождения в зону евро (и здесь на карту будет поставлена судьба Блэра) и расширения полномочий регионов теперь, когда в Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии действуют свои парламенты.
Первой на повестке дня стоит реформа социальной сферы. В ходе предвыборной кампании Блэр убеждал избирателей предоставить ему дополнительное время на выполнение обещаний четырехлетней давности по улучшению работы образовательных и медицинских учреждений и общественного транспорта. В школах не хватает учителей, в государственных больницах пациенты, нуждающиеся в срочных операциях, месяцами ждут своей очереди. Избиратели недовольны высокими налогами на бензин и ненадежной работой железнодорожного транспорта.
На этот раз социальный бюджет будет более щедрым: правительство Блэра планирует в течение трех лет ежегодно увеличивать расходы на здравоохранение на 6%. Но по окончании этих трех лет судьба данной статьи расхода не столь радужна, поскольку бюджетный профицит может иссякнуть. Возможно, Блэру придется делать выбор между сокращением ассигнований и повышением налогов.
Если в свой второй премьерский срок Блэру не удастся оздоровить сектор социальных услуг, на следующих выборах избиратели могут не дать лейбористам еще один шанс. Сейчас премьер обещает более активно задействовать частные компании в решении социальных проблем. Это, однако, тревожит общественные организации и профсоюзы, которые считают, что права госслужащих нарушаются в результате реализации проектов с частным финансированием.
Блэр не раз высказывался по проблеме введения евро, заявляя о принципиальной поддержке самой идеи общей европейской валюты. Однако реализация этой идеи, по его мнению, возможна только в случае, если правительство убедится, что этот исторический шаг пойдет во благо экономике. Большинство британцев являются противниками введения евро в ближайшее время. По данным опроса Gallup, 40% респондентов заявили, что Великобритания никогда не должна входить в зону евро, 46% - что может войти, но не сейчас, и лишь 11% высказались за переход на единую европейскую валюту. На пути к евро правительство лейбористов ждут следующие препятствия. Министерство финансов должно решить, что вступление в зону евро сулит экономике "очевидные и недвусмысленные" преимущества. Затем правительство должно выиграть референдум. Страны - члены зоны евро должны признать, что Великобритания выполнила условия Маастрихтского договора о валютном союзе. Необходимо также достичь согласия в вопросе о курсе конвертации фунта стерлингов в евро. И, наконец, правительство и Банк Англии должны минимизировать последствия девальвации фунта. Министр финансов Гордон Браун, ведомство которого должно определить целесообразность перехода на евро, является противником перехода. Если будет проигран референдум, репутация Блэра будет безнадежно испорчена, а Великобритания на годы останется вне зоны евро. Для вступления в зону евро страна в течение двух лет должна быть членом курсового механизма Европейской валютной системы, а Великобритания вышла из него в 1992 г. Однако самая большая проблема - курс конвертации, который должен быть одобрен всеми странами зоны евро. Сейчас курс фунта стерлингов относительно евро очень высок - 1,66 евро за фунт; конвертация при таком курсе подорвет британский экспорт. По расчетам банка HSBC, приемлемым курсом будет 1,48 - 1,53 евро. Однако и 10% -ной девальвации будет недостаточно. Конвертация по высокому курсу может вызвать значительный рост курса евро, прежде всего относительно доллара, что существенно подорвет позиции европейских экспортеров. С этой точки зрения было бы безрассудством проводить конвертацию по курсу выше 1,38 евро. И как британское общество отреагирует на девальвацию и жесткие меры, призванные сдержать инфляцию и другие последствия столь значительного изменения валютной политики? Что касается региональных проблем, то по-прежнему сохраняется опасность обострения обстановки в Северной Ирландии. Сейчас умеренная Юнионистская партия Ольстера имеет в британском парламенте девять мест. Если она уступит хотя бы три из них более радикальной Демократической юнионистской партии, то мирный процесс в Ольстере окажется под угрозой. (WSJ, FT, 6. 06. 2001)