Пролетарии всех стран


Благодаря начавшемуся пять лет назад процессу объединения авиакомпаний в глобальные альянсы прибыли перевозчиков выросли, расходы снизились, а качество обслуживания пассажиров повысилось. Авиакомпании не скрывают своего удовлетворения. Куда меньше им нравится тот факт, что крепнет не только связь между компаниями, но и солидарность профсоюзов пилотов.

Новый - воздушный - фронт в войне с глобализацией открыли американские летчики, обеспокоенные тем, что их рабочие места начинают передавать менее прихотливым иностранцам. Американское влияние уже ощущается в Европе: после почти двух месяцев необычайно жестких переговоров и трех однодневных забастовок пилоты Lufthansa, требующие 24% -ного повышения зарплаты, обратились в арбитражный суд. В 1997 г. Lufthansa вместе с United Airlines (дочернее предприятие UAL) образовали авиационный альянс Star. Нельзя сказать, чтобы заокеанские коллеги побуждали пилотов Lufthansa проявлять чрезмерную жесткость или требовать небывалого повышения зарплат. Однако американские летчики, работающие в United Airlines и 12 других компаниях, входящих в Star, предоставляют пилотам Lufthansa информацию о зарплатах, сведения, необходимые для более эффективного ведения переговоров, а также оказывают моральную поддержку.

Представители немецкого профсоюза Vereinigung Cockpit, возглавляющего борьбу пилотов, отказываются сообщать подробности о предоставляемой пилотам иностранной помощи, но признают, что она весьма существенна. По словам Бернда Колендера, входящего в команду переговорщиков, благодаря сложившимся альянсам пилоты становятся "интернациональной семьей".

Эта тенденция стала настоящей проблемой для руководства авиалиний. "Процесс приобретает общемировой масштаб, и это очень тревожит нас", - говорит Ксабьер де Ирала, председатель совета директоров испанской Iberia. Его компания вместе с семью другими перевозчиками входит в альянс, который с января ведет со своими пилотами трудные переговоры по поводу повышения зарплаты. По ходу дела пилоты испанского профсоюза Sepla перезваниваются и переписываются по электронной почте с американскими коллегами, которые делятся с ними опытом.

Благодаря альянсам и ассоциациям, которые пилоты организуют внутри альянсов, они получают возможность сравнивать одну компанию с другой. "Пилоты обнаруживают, что ту же работу они могли бы выполнять на других условиях и за другую плату", - говорит Стэн Клейтон-Смит, директор по профессиональным вопросам в Международной федерации ассоциаций пилотов авиалиний (IFALPA) - группе, объединяющей ряд профсоюзов. Американские пилоты борются за повышение зарплат европейцам совсем не только из альтруистических соображений. Для них это одно из средств избежать наплыва дешевой иностранной рабочей силы, представляющей угрозу для них самих, объясняет Дьюэн Уэрс, президент американской Ассоциации пилотов авиалиний - крупнейшего в мире профсоюза пилотов, под руководством которого функционирует IFALPA. В конце концов, перевозчики по всему миру используют в сущности одни и те же самолеты и одно и то же топливо. Теперь пилоты борются за то, чтобы получать одинаково высокую зарплату. (WSJ, 29. 05. 2001)