У GE и Honeywell остался месяц


БРЮССЕЛЬ - Проверка Еврокомиссией запланированной сделки по поглощению компании Honeywell International гигантом General Electric вступила в завершающую фазу. До 12 июня GE должна представить комиссии пакет уступок, а через месяц европейский антимонопольный орган вынесет свое окончательное решение.

Промышленный конгломерат GE объявил о намерении купить производителя систем для авиакосмического и энергетического секторов Honeywell в октябре прошлого года. Объем сделки составляет около $40 млрд. Представители обеих компаний заявляли, что условия сделки вряд ли вызовут серьезные возражения у антимонопольных органов, и выражали надежду завершить поглощение к февралю 2001 г. Однако и антимонопольная комиссия Министерства юстиции США, и Еврокомиссия проявили повышенный интерес к сделке. Последняя в феврале продлила срок рассмотрения деталей соглашения на четыре месяца, а в апреле даже разослала американским авиакомпаниям специальную анкету с вопросами, касающимися сделки.

Представители GE уже долгое время пытаются опровергнуть вызывающую много споров теорию "пакетных продаж", которую Еврокомиссия использует для критики условий сделки. Как считают специалисты комиссии, в результате объединения производств авиадвигателей (GE) и различных авиационных систем (Honeywell) компании могут получить возможность продавать некоторые продукты "в наборе", предлагая скидки при одновременной их покупке клиентами, что отрицательно скажется на свободе конкуренции.

В ответ на критику представители GE утверждают, что более низкие цены выгодны клиентам, а вовсе не вредны. Однако комиссия, а также конкуренты GE считают, что пакетные продажи, вытеснив с рынка более слабых участников, сведут конкуренцию на нет, что позволит GE затем поднять цены. GE заручилась поддержкой Барри Нейлбаффа, профессора факультета менеджмента в Йельском университете, который считается одним из ведущих специалистов в области "пакетной теории". Выступая на этой неделе перед Еврокомиссией, Нейлбафф заявил, что эта теория неприменима к рынкам с небольшим числом продавцов и покупателей, в частности к авиарынку. В ответ британский производитель Rolls Royce, один из главных противников сделки между GE и Honeywell, привел мнение своих экспертов, которые высказали прямо противоположную точку зрения.

Еврокомиссию также интересует подразделение GE Commercial Aviation Services (Gecas), которое владеет 750 самолетами и обслуживает еще 300, занимаясь лизингом и финансовыми услугами. Комиссию волнует, что возможности объединенной компании по финансированию покупки самолетов, продаже комплектующих и техническому обслуживанию будут столь велики, что она может стать монополистом в этих трех сегментах. Однако представители GE, в свою очередь, утверждают, что комиссия преувеличивает долю рынка Gecas, а злые конкуренты, такие как United Technologies, просто пытаются очернить подразделение. (WSJ, 31. 05. 2001)